Психологический контроль в спорте высших достижений

Страницы работы

Содержание работы

Лекция 18.  «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ В СПОРТЕ

ВЫСШИХ ДОСТИЖЕНИЙ»

План:

1.  Система комплексного психологического контроля в спорте.

2.  Виды и объекты психологического контроля.

3.  Оценка психической готовности спортсмена.

4.  Психологическое тестирование: требования, шкалы.

Целью психологического контроля в спорте является проверка соответствия или установление степени рассогласования психических свойств личности спортсмена, уровня его психических процессов и состояния тем требованиям, которые предъявляют к нему объективные условия, цели и задачи тренировочного процесса и соревнований.

Психологический контроль - обязательно комплексный. Его комплексность обусловливается следующим: многогранность предмета психологического контроля, при  котором изучаются: личность спортсмена – сложная многоуровневая система; психические процессы, которые участвуют в управлении движениями и двигательными действиями; психическое состояние – многокомпонентная характеристика спортсмена в данный момент времени, отражающая степень его уравновешенности социальной и естественной средой.

Ни об одном из этих взаимосвязанных явлений нельзя судить изолированно, не в системе. Поэтому невозможно найти один какой-либо универсальный метод (средство, способ или прием) психологического контроля. Необходимо реализовать системный подход. Это первая причина того, что комплексность при психологическом контроле обязательна. Вторая – в том, что для правильной оценки даже кратковременного оперативного психического состояния надо учитывать и личностные свойства спортсмена, и продолжительно сохраняющиеся в течение этапа тренировки состояния, и спортивно-важные отношения, и социально-психологический статус спортсмена в команде. Кроме того, результаты психологического контроля полезно соотносить с данными педагогического, медицинского, биохимического контроля.

Кроме общепринятых в теории и методике физического воспитания и спортивной тренировки этапного, текущего и оперативного контроля, применительно к психологическому контролю, выделяется еще одна форма – углубленный специализированный контроль.

Цель углубленного специализированного психологического контроля – диагностика консервативных, относительно стабильных, практически не меняющихся за все время занятий спортом, свойств и качеств личности спортсмена.

В полном объеме углубленный контроль проводится один раз. Обследование осуществляется в спокойной (лабораторной) обстановке, не менее чем за два месяца до ответственных соревнований, и требует 3-4 часа на одного человека. Основные направления углубленного обследования: исследование социально-психологического статуса спортсмена в команде и степени его адаптированности к требованиям коллектива, изучение направленности личности и черт характера, ведущих отношений и установок, свойств нервной системы и темперамента, диагностика психических процессов и свойств внимания, относительно постоянных конфликтов и состояний. Один раз в два года следует проводить повторное психологическое углубленное обследование, при котором вновь исследуются все названные свойства и особенности, кроме свойств нервной системы и темперамента.

Информация, полученная на основе обработки результатов углубленного специализированного контроля, может и должна быть использована:

- для решения задач спортивной ориентации и отбора спортсменов в команды;

- для индивидуализации планирования многолетней и годичного циклов подготовки;

- для определения индивидуально-оптимальной стратегии и тактики педагогических воздействий: воспитательных мероприятий, средств и методов проведения тренировочных занятий, предсоревновательной подготовки и секундирования;

- для выделения лиц, нуждающихся в психопрофилактических и психорегулирующих воздействий в тренировке и, особенно, при подготовке и участии в ответственных соревнованиях.

Целью этапного психологического контроля является оценка относительно стабильного, сохраняющегося на протяжении всего этапа подготовки, психического состояния спортсменов и учет основных факторов, определяющих это состояние: социально-психологических и иных условий подготовки спортсменов, содержания и направленности тренировочного процесса, задач, стоящих перед спортсменами.

Этапный контроль осуществляется в начале и в конце каждого этапа подготовки (если этапы следуют непосредственно один за другим, тогда число обследований на одно превышает число этапов), в специальном посещении и требует 35-60 минут на одного спортсмена.

Основными направлениями этапного психологического контроля являются: изучение отношений в команде по горизонтали (спортсменов со спортсменами, тренеров с тренерами) и по вертикали спортсменов с тренерами) и других спортивно важных отношений (к тренировке, к предстоящим соревнованиям), мотивации и активности, уверенности в своих силах, в перспективах; оценка уровня развития и функционирования психических процессов, участвующих в саморегуляции движений и двигательных действий, как неспецифических критериев технической подготовленности и как критериев успешности решения основной задачи этапа подготовки; диагностика актуальных конфликтов и эмоционального состояния.

Похожие материалы

Информация о работе