Вторая группа объединяет те показатели, которые при готовности к тренировке определенной направленности возрастают, но снижаются при готовности к тренировке другой направленности. Так высокий (опять-таки по сравнению с индивидуальным фоном) показатель биоэлектропотенциала – признак готовности к скоростно-силовой «работе», а низкий – к «работе на выносливость». Другим признаком готовности к тренировке скоростно-силового характера будет снижение точности реакции на время, выражающееся в возрастании преждевременных реакций, а увеличение точности РВ – признак готовности к тренировке «на выносливость».
Третья группа – это показатели избирательно информативные. При готовности проявить выносливость в циклических упражнениях возрастает точность дозировок темпа движений и прилагаемых усилий. При готовности проявить скорость и силу возрастает максимальный темп движений. При готовности к выполнению упражнений, связанных со сложной координацией, улучшаются показатели точности реакции на движущийся объект, воспроизведения заданных усилий и амплитуды.
Сказанное позволяет выбрать минимальное количество информативных тестов для оценки психического состояния спортсменов как их готовности или неготовности к тренировке разной направленности.
Проверка возможности оценки психического состояния спортсменов была проведена в практике работы с высококвалифицированными гребцами, легкоатлетами, представителями зимних видов спорта. Этап проверка показала, что использование предлагаемых средств и методов дает срочную информацию, которую можно использовать для повышения эффективности тренировочного процесса путем:
экстренной коррекции последовательности, направленности, объема, интенсивности запланированных в тренировке упражнений;
направления сознания спортсмена на параметры саморегуляции двигательной де6ятельности, которым он, судя по тестовым показателям, не уделяет должного внимания;
воздействия на состояния спортсмена (успокоение или тонизация);
стимулирования необходимых, но недостаточно сформированных перед тренировкой (перед выполнением упражнения), двигательных установок и притормаживания сформировавшихся, но препятствующих успеху тренировочной деятельности, таких установок.
В психологии существует более 15 тысяч психодиагностических методов, используемых на практике.
Тестовый бум 20-х годов сменила возрастающая волна критики и протеста, т.к. тесты оказались инструментом классовой и расовой дискриминации. С 60-х годов вновь началось широкое применение тестов. И сегодня мы видим широкое их применение в работе психологов, педагогов, исследователей. Появляется большое количество литературы, освещающей различные тесты.
Чем же мотивируется современное увлечение психологическими тестами? Прежде всего – потребностями практики: без диагностических методов практический психолог, психолог-ученый беспомощны. И надо признать, что отечественная психология значительно отстает в плане разработки психо-диагностических методик от зарубежной. В результате – используются зарубежные методики. Наши же психологи остаются пассивными в разработке методик, используя готовое.
При использовании зарубежных методик (особенно американских) необходимо знать, что их тестология базируется на следующих исходных теоретических посылках:
1. Способности человека врожденны и в силу этого фактически неизменны.
2. Высокий уровень развития способностей встречается редко.
3. Механический подход к развитию, к способностям: признание лишь количественных различий и игнорирование качественного своеобразия этапов как умственного, так и психического развития человека в целом.
4. При тестировании контролю подлежит лишь конечный результат деятельности обследуемого (решил – не решил). Особенности интеллектуальной деятельности, используемой при выполнении задания, не диагностируются, не учитываются.
При конструировании тестов применяются следующие типы шкал:
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.