Итак, право - это система общеобязательных, формально выраженных норм (правил поведения), продиктованных волей государства, носящих общеобязательный характер и подкреплённых принудительной силой государства.
Действующие в государстве нормы права распределены по отдельным отраслям, соответственно предмету правового регулирования. Под предмету правового регулирования понимается совокупность однородных общественных отношений, регулируемых данной отраслью права (государственное, трудовое, административное, уголовное, уголовно-процессуальное право и т.д.). Предмет правового регулирования – основной критерий разграничения права на отрасли. Совокупность отраслей образует систему права.
В качестве дополнительного критерия разграничения отраслей права применяется метод правового регулирования – это тот способ, при помощи которого государство добивается от граждан требуемого поведения. В теории права отмечается четыре применяемых метода правового регулирования: предписание, запрет, дозволение, стимулирование. В каждой отрасли права может применяться любой из названных методов. Но для каждой отрасли один из них является главным, определяющим. Так, естественно, что для уголовного права главным является запрет, потому как само уголовное право содержит указания на запрещённые действия, за совершение которых предусмотрено строгое наказание. Административное право использует, главным образом, метод предписания, гражданское- дозволение. Метод стимулирования используется в трудовом праве (премирование за хорошую работу).
Термин «право» не однозначен. В жизни этот термин используется для обозначения двух явлений: право как совокупность норм, определяющих общее правовое положение граждан в государстве (правовой статус). При таком понимании имеется в виду объективное право. И во втором - как конкретное правомочие конкретного человека (реализованное право), при нарушении которого гражданин может обратиться за защитой в государственные органы. В данном случае речь идёт о субъективном праве. В качестве примера субъективного права можно привести ст. 40 Конституции РФ, предусматривающей право граждан на жилище. Наличие этой статьи в конституции отнюдь не означает, что каждый гражданин России, ссылаясь на эту статью, может занять любой дом, квартиру или другое жилище. Право на жилище, провозглашённое в конституции, есть лишь меры возможного поведения. Оно может быть реализовано лишь в порядке, установленным специальным трудовым актом. Требуется специальное решение государственного органа о передаче конкретного жилища конкретному гражданину. При наличии такого решения право на жилище из меры возможного поведения превращается в меру реального обладания, т.е. в субъективное право.
Право обретает реальный смысл лишь в том случая, если оно применяется как средство защиты чьих-то интересов. С этой точки зрения, в зависимости от области защищаемых интересов, право подразделяется на публичное и частное.
Публичное право - совокупность норм, определяющих организации и функции государства и его отношение к обществу в целом. Публичные права возникают в силу принадлежности гражданина к данному государству (гражданство). Это основные права и свободы человека: неприкосновенность личности и собственности, свобода передвижения, свобода совести, политические права и т.д. Субъектом, носителем публичных прав, является физическое лицо, а обязанным- государство. Наряду с публичным правом, на граждан возлагаются публичные обязанности (воинская повинность, обязанность платить налоги и др.).
Частное право - совокупность норм права, реализация которых зависит от усмотрения самого носителя данного права. Например, в уголовном праве по некоторым видам преступлений уголовное преступление начинается не иначе, как по жалобе потерпевшего, и может оканчиваться примирением потерпевшего и обвиняемого. Это означает, что отдельные нарушения закона имеют исключительно частноправовой характер и не затрагивают интересов всего общества.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.