Лекция 4
Формирование трудового коллектива и методы управления.
План:
1. Формирование трудового коллектива, как объекта менеджмента;
2. Сущность и особенности методов управления.
Трудовойколлектив — это группа людей, объединенных общей работой, интересами и целями.
Коллективныйтрудпозволяет:
1) Передавать свои знания и умения другим членам коллектива.
2) Решать более сложные задачи, чем при индивидуальном подходе к выполнению работы.
3) Более полно использовать индивидуальные способности каждого человека
4) Позволяет подвергать порицанию деятельность тех работников, которые не исполняют обязательства по срокам, качеству исполнения работ и наказывать их, вплоть до увольнения.
Классификациятрудовыхколлективов:
I. В зависимости от статуса трудовые коллективы бывают:
Официальными — являются юридически оформленными и действуют в рамках законодательных норм и правил, принятых в данной организации. Деловые связи и отношения строятся на основании должностных обязанностей по иерархии подчиненности.
Неофициальный — юридически не оформляются и возникают на основании желания установить межличностные контакты не по должностям, а на основе личных симпатий, разделяемых ценностей и жизненных целей. Внутренние связи — неформальные, но иерархия подчиненности может быть.
II. В зависимости от сроков жизнедеятельности коллектива:
Временные — работающие по срочному договору подряда, а так же коллективы сезонных рабочих или тех, кто работают вахтовым методом.
Постоянные — закреплены в качестве структурной единицы.
III. В зависимости от размеров:
Малые — коллектив от 3-х до 10-ти участников.
Средние — от 10-ти до 30-50 человек.
Крупные — от нескольких десятков, до нескольких сотен трудящихся.
IV. По профессионально-квалификационной принадлежности:
– Управленические
– Производственные
– Коллективы обслуживающего
(вспомогательного) персонала
Все трудовые коллективы имеют свои психологические особенности
На степень сплоченности коллектива и результативности его деятельности оказывают влияние следующие психологические факторы:
– Морально-психологический климат в коллективе — на его формирование влияют: понимание главой цели, ради которой создан и работает этот коллектив, понимание способов и средств в её достижении; следование общепринятым нормам морали и правилам взаимоотношений; справедливая с точки зрения работников распределение функций и обязанностей; принятый стиль руководства.
– Психологическая совместимость и сплоченность работников — скорость выполнения этого условия, зависит стиля руководства руководителя;
Для достижения высокого уровня сплоченности и психологической совместимости работников в коллективе менеджеру необходимо:
1. Знать развивать и подкреплять позитивные установки(устойчивая оценка — положительная или отрицательная — предопределяющая направленность действий индивида) своих подчиненных;
2. Наличие позитивных или негативных установок у работников предприятия:
Позитивные установки: «Мне нравиться моя работа — она интересная и сложная!»
«Я доволен своей работой и самим собой в ней!»
«Мои намерения ведут к реализации моих собственных целей!»
«Моя нынешняя работа — это трамплин в большое будущее!»
3. Уровень психологического давления и степень конформизма(схожесть мнений) — мнение коллектива является сильным фактором влияния и воздействия на отдельного работника.
Схожесть мнений может иметь положительную и отрицательную оценку: Конформизм, как приспособленчество(постоянное согласие, безоговорочное следование указаниям, поражают стагнацию и остановку в развитии коллектива)
Конформизм, как активное намерения действовать совместно, участвовать в постановке задач, предлагать иные варианты достижения цели.
Эти направления являются положительными направлениями.
Все методы управления делятся на три группы:
– Административные;
– Экономические;
– Социально-психологические.
1) Административные — все методы административного управления подразделяются на 2 группы:
1.1. Методы организационно-стабилизирующего воздействия(они устанавливают долговременные связи между людьми в организации) — реализация этих методов проявляется через создание ряда документов и четкого следования им:
Устав — нормативный акт, определяющий правовое положение юридического лица и регулирующий отношения между работниками организации и юридическим лицом. Вступает в силу с момента регистрации предприятия, как юридического лица.
Организационнаяструктурауправления — взаимосвязь и соподчиненность различных самостоятельных управленческих подразделений и отдельных должностей, выполняющих функции управления.
Штатноерасписание — это документ организационно-распорядительного свойства, в котором содержится перечень должностей с указанием из количества и размерам должностных окладов, а так же размер надбавок и доплат применительно к конкретным должностям.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.