1.1. Виды колебаний автомобиля
Корпус (кузов) автомобиля совершает шесть видов колебаний:
1. Вертикальные - ±Z ("подпрыгивание").
2. Продольные - ± X ("подергивание").
3. Поперечные - ±У ("шатание").
4. Угловые в продольной плоскости - φу ("галопирование"1).
5. Угловые в поперечной плоскости - φх ("покачивание").
6. Угловые в горизонтальной плоскости – φz ("рыскание").
Для оценки плавности хода двухосных автомобилей определяющее значение имеют вертикальные колебания (±Z), а многоосных автомобилей - продольные угловые колебания (±φу).
Продольные колебания (± X) являются определяющими при исследовании сочлененных звеньев автопоездов, а колебания в поперечной плоскости (± y, ± φz, ± φх) - при оценке устойчивости автомобилей и автопоездов.
Кроме указанных выше шести видов колебаний автомобиля, в зависимости от факторов, обусловливающих колебательное движение, различают два вида колебаний - собственные и вынужденные.
Собственные колебания - это колебания, зависящие только от конструкционных параметров автомобиля как колебательной системы, в частности, от величины и распределения по длине машины подрессоренных и неподрессоренных масс, их моментов инерции относительно поперечной оси, проходящей через центр масс; количества осей; конструкции подвески; жесткости ее упругих элементов; сопротивления амортизаторов, жесткости шин.
Собственные колебания получают, приложив к автомобилю разовое усилие (например, при переезде одиночной неровности), а затем оставляют автомобиль самостоятельно колебаться. При этом следует иметь в виду, что характеристики (параметры) собственных колебаний зависят не от величины приложенного усилия, а указанных выше конструкционных параметров автомобиля.
Вынужденные колебания - это колебания, возникающие в результате взаимодействия движущегося автомобиля с дорогой. Характеристики этих колебаний зависят как от собственных параметров автомобиля, как колебательной системы, так и от внешних условий - микропрофиля дороги, скорости движения, продольных координат автомобиля. При этом колебания автомобиля могут быть затухающими и незатухающими. Уравнения затухающих колебаний имеют первую производную от амплитуды колебаний (скорость колебаний). При этом коэффициент затухания определяет характер затухания. Степень затухания колебаний оценивается или с помощью декремента затухания DZ, φ или коэффициента апериодичности ψоотносительных затуханий (коэффициента апериодичности).
Уравнения незатухающих колебаний не имеют первых производных амплитуды колебаний.
Колебания автомобиля могут быть зависимыми и независимыми. Зависимость колебаний определяется участием разных масс автомобиля одновременно и в линейных и в угловых колебаниях, взаимозависимостью колебаний подрессоренных и неподрессоренных масс, различной интенсивностью колебаний масс автомобиля, находящихся на различных расстояниях от центра колебаний и т.д.
Зависимые колебания наиболее характерны для многоосных автомобилей.
1.2. Параметры оценки плавности хода автомобиля
Основными показателями оценки плавности хода автомобиля являются:
1. Среднеквадратические значения вертикальных ускорений -
2. Среднеквадратические значения горизонтальных (продольных) ускорений -
3. Среднеквадратические значения поперечных ускорений - (табл. I).
Эти ускорения вызывают действие соответствующих сил инерции.
Вспомогательными показателями плавности хода являются:
1. Амплитуда колебаний - линейных и угловых.
2. Частота колебаний.
3. Скорость колебаний.
4. Скорость нарастания вертикальных, продольных и поперечных ускорений колебаний , , , т.е. толчки - соответственно вертикальные, продольные и поперечные.
Степень влияния на человека и технику ускорений колебаний зависит от частоту колебаний: чем больше частота, колебаний, тем меньше должно быть ускорение колебаний. Так, например, при частоте 1 Гц неприятные ощущения у человека появляются при ускорении 2,3 м/с2, при частоте 2 Гц - при 1,9 м/с2. Наиболее неблагоприятные скорости колебаний находятся в пределах 0,03,..0,1 м/с.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.