2. Городской пассажирский транспорт
2.1 Подвижность городского населения
Передвижения людей связаны с их жизнедеятельностью. В конкретных социально-исторических условиях потребность в передвижениях определяется уровень развития общественного производства, социальная структура общества, исторически сложившийся уклад жизни, характер расселения, развитие техники информации и связи, бюджет свободного времени, культурно-бытовые и общественные запросы отдельных людей. В теории ГПП передвижения понимают как перемещения людей от двери. Они могут быть простымии сложными, пешеходными и транспортными.
Всю совокупность передвижений городского населения можно разделить по целевому назначению на 4 группы: трудовые; деловые, совершаемые в течении рабочего дня; учебные (на учебу и обратно); культурно-бытовые (быт, отдых и т. д.). Трудовые передвижения населения – связаны с выполнением служебных обязанностей. Эти передвижения наиболее устойчивы, мало изменяются по величине и могут осуществляться в виде поездок на транспорте или пешком. Трудовые передвижения населения являются обязательными и регулярными, поэтому количество их может быть определено с достаточной степенью точности.
Население города принято делить на 3 категории: несамодеятельное население (не связано с производительным трудом — дети дошкольного возраста, школьники, пенсионеры, иждивенцы.), трудящиеся и учащиеся ВУЗов и средних образовательных учреждениях.
Структура населения наших городов, в зависимости от их народнохозяйственного профиля и местных особенностей.
Все группы населения в разной степени участвуют в передвижениях по городу, связанных с различными формами жизнедеятельности. При этом время, затрачиваемое на передвижения, сокращает свободное время горожанина.
Проектируя город, следует стремиться к тому, чтобы затраты времени на передвижения к фокусам трудового и нетрудового тяготения были минимальными. Это может быть достигнуто рациональным характером расселения жителей по отношению к местам приложения труда либо применением скоростного транспорта.
Первый этап проектирования транспортной системы города связан с определением потребности .населения в передвижениях что в свою очередь требует выявления величины подвижности населения, представляющей собой среднее количество передвижений приходящееся в год на одного жителя.
При этом, если проектирование ведется для крупного города, являющегося центром агломерации, необходимо учитывать, что по городской улично-дорожной сети передвигаются не только жители города, но и жители пригородной зоны, прибывающие ежедневно с различными целями в город.
Общая подвижность – число передвижений в единицу времени (год, сутки, час) всеми группами населения, участвующего в передвижении, отнесенное к числу жителей, проживающих в административных границах населенного пункта
(1) |
где – количество перемещений соответственно населения города, пригорода и приезжих из других городов.
Вероятная величина транспортной подвижности населения в городах с различной численностью жителей может быть определена по методике НИИАТ.
2.2 Пассажирские корреспонденции и пассажиропоток.
Факторы, влияющие на формирование пассажиропотоков.
Для правильного решения задач оперативной организации движения пассажирских транспортных средств и определения тенденций в развитии пассажирских перевозок знать закономерности формирования пассажиропотоков
Пассажиропотоком принято называть перемещение пассажиров в определенном направлении. Пассажиропотоки могут быть постоянными или временными, односторонними и двусторонними, равномерными и неравномерными, периодически возникающими и прекращающимися.
Пассажиронапряженность характеризуется количеством пассажиров, проезжающих через заданное сечение маршрута в единицу времени.
Пассажирообменхарактеризуется количеством прибывающих и отправляющихся пассажиров на транспорте по данному остановочному пункту маршрута за определенное время (час, сутки).
Объем перевозок (пасс.) – это количество перевезенных или подлежащих перевозке пассажиров за определенный период.
Пассажирооборот – показатель транспортной работы в пассажиро-километрах, который отражает не только объем перевозок, но и расстояние перевозки пассажиров; определяют произведением объема перевозок на среднюю дальность поездки одного пассажира:
(2) |
Формирование пассажиропотоком происходит под иллинием множества разнообразных факторов. Степень воздействия различных факторов неодинакова.
Рассматривая общую совокупность факторов, влияющих на образование пассажиропотоков, их можно распределить на четыре группы по следующим признакам:
· социально-экономические – возможность использования транспортом и материальное благосостояние различных групп населения;
· территориальные – производственно-хозяйственное и культурно-бытовое значение города, района; численность населения, его плотность, расселений жителей относительно объектов тяготения;
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.