Городской пассажирский транспорт. Освоение пассажироперевозок различными видами городского транспорта, страница 2

·  организационные – плотность маршрутной сети, виды транспорта, качество обслуживания и т.д.

·  природно-климатические.

Для выявления степени влияния отдельных факторов часто используют экономико-математические модели.

При проектировании транспортной системы и улично-дорожной сети определяющим материалом являются картограммы пассажиропотоков, на которых графически изображается количество пассажиров, подлежащих перевозке в любом сечении магистральных направлений за единицу времени (год, сутки, час-максимум).

Все методы расчета межрайонных корреспонденции можно разделить на две группы: экстраполяционные (аналоговые) и вероятностные (стохастические).

Экстраполяционные методы основаны на использовании данных многолетних наблюдений за транспортными корреспонденциями в данном городе для трансформации их на перспективу с учетом характера развития города. Эти методы могут дать достоверные результаты при наличии материалов регулярно проводимых обследований на городском пассажирском транспорте и в условиях медленного эволюционного развития городов.

Вследствие бурных темпов урбанизации и недостаточности материалов натурных обследований широкое распространение получили вероятностные методы расчета корреспонденции пассажиров.

В основе этих методов лежат эмпирические или теоретические зависимости интенсивности обмена пассажирами между районами от их селитебной и трудовой емкости, трудности сообщения между ними и других факторов. Вероятностные методы позволяют более полно и гибко учесть влияние перспективных изменений в размещении жилья, промышленных предприятий, в развитии системы транспорта и культурно-бытового обслуживания населения.

Рабочей основой метода является транспортное районирование территории города, предполагающее расчленение ее на расчетные транспортные районы. В дальнейшем выявляются взаимные пассажирские тяготения между каждой парой расчетных районов, в зависимости от их взаимной удаленности, количества проживающего в них населения и числа рабочих мест.

Внутри каждого расчетного района намечается «центр тяжести», в качестве которого может быть принят геометрический центр площади района, смещенный в сторону основного фокуса тяготения (проходные наиболее крупного промышленного предприятия, активный транспортный узел и т. п.).

Вся работа по построению картограммы пассажиропотоков выполняется в такой последовательности: предварительное начертание улично-дорожной и транспортной сети;

·  членение территории города на транспортные районы; расчет межрайонных корреспонденции;

·  выделение из общего количества передвижений, требующих использования транспорта;

·  распределение поездок по участкам городской транспортной сети (построение собственно картограммы пассажиропотоков);

·  корректировка предварительно намеченной улично-дорожной и транспортной сети;

·  уточнение картограммы пассажиропотоков.

На первом этапе транспортная сеть намечается предварительно, поскольку до построения картограммы пассажиропотоков неизвестна загрузка отдельных участков сети. Это предварительное построение ведется таким образом, чтобы все основные пассажирообразующие и пассажиропоглощающие пункты на территории города были бы связаны между собой по возможности естественными и кратчайшими магистральными направлениями. При этом общая плотность транспортной сети должна находиться в пределах 2 ... 3 км на км2 селитебной территории.

2.3 Освоение пассажироперевозок различными видами городского транспорта

1.  Последовательность решения задачи

Картограмма пассажиропотоков, построенная для рассматриваемого города, является основой разработки проектных решений по созданию транспортной системы. При этом можно выделить три случая: а) проектирование транспортной системы в новом городе; б) разработка проекта развития транспортной системы в существующем развивающемся городе со сложившимся транспортным хозяйством; в) проект обеспечения транспортной связи города с новым промышленным   или  жилым  районом, оторванным от основной городской территории.

Во вновь проектируемом городе основными факторами, определяющими выбор видов транспорта, являются мощность пассажиропотоков и дальность поездок. Конкурирующими видами транспорта могут быть те, которые обеспечивают освоение пассажиропотоков соответствующей мощности при допустимой затрате времени на передвижение. Из них выбирается тот (или сочетание разных видов), который характеризуется наименьшим сводным экономическим показателем (приведенными затратами), учитывающим единовременные затраты и эксплуатационные расходы.