4. Технические нормативы проектирования городских
транспортных сетей
4.1 Классификация и технические параметры городских путей сообщения
Транспортная сеть города состоит из путей сообщения:
· улично-дорожной сети
· внеуличных путей сообщения.
По составу движения их классифицируют на пути сообщения легкового, грузового, смешанного движения легкового и грузового, общественного (МПТ), смешанного движения автомобильного и общественного транспорта.
Наиболее существенную роль в формировании ТС существующих городов имеет улично-дорожная сеть. Это связано с тем, что она складывалась как ТС для пешеходных и транспортных передвижений исторически на протяжении веков и требует меньших капиталовложений по сравнению с внеуличными (подземными и эстакадными) путями сообщения. Несмотря на большие преимущества, связанные с полным отделением движения городского транспорта от пешеходного, проектирование внеуличных путей сообщения рассматривают в большинстве случаев как вынужденное решение, связанное с транспортной перегруженностью городского пространства. По мере роста населения и расширения городских территорий вначале развивают улично-дорожную сеть и лишь тогда, когда она перестает справляться с возросшими транспортными потоками, дополняют ее внеуличными путями сообщения.
Технические нормативы проектирования улично-дорожных сетей и внеуличных путей сообщения привязывают к их функциональной характеристике, т. е. назначению в общей системе транспортных связей города. В улично-дорожной сети по назначению различают:
Таблица 1.
КЛАССИФИКАЦИЯ ГОРОДСКИХ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ
Категория путей сообщения |
Назначение |
Транспортная характеристика |
Основные расчетные параметры |
УЛИЧНЫЕ ПУТИ СООБЩЕНИЯ (Городские улицы и дороги)
1.Магистральные улицы общегородского значения |
Обеспечение транспортной связью жилых и промышленных районов между собой, а также с центром города |
Интенсивное пассажирское и пешеходное движение. Грузовой транспорт исключается. Трамвай не желателен, но при необходимости устраивают на обособленном полотне. Движение транспорта может быть регулируемым и нерегулируемым |
Проезжая часть не менее 3 полос в каждом направлении. Осевая разделительная полоса шириной 4 м. Радиус кривых в плане 400 м., скорость 100 км/ч, при регулируемом движении 80, продольный уклон 50 промиллей. |
2.Магистральные улицы районного значения |
Обеспечение транспортной связью жилых и промышленных районов с магистральным и улицами общегородского значения, городскими дорогами, местную связь между смежными районами. |
Движение средней интенсивности всех видов транспорта Размещение трамвая на обособленном полотне. |
Проезжая часть не менее 2 полос в каждом направлении, продольный уклон 60 промиллей Радиус кривых в плане 250 м., скорость 80 км/ч. |
3.Главная улица города |
Обеспечение удобного доступа к основным общественным учреждениям и зрелищным предприятиям города Протяженность улицы не значительна. |
Весьма интенсивное пассажирское и пешеходное движение, включая прогулочное. Автостоянки и остановочные пункты вдоль тротуаров на всем протяжении |
Проезжая часть - 3 полосы, продольный уклон 40 промиллей, скорость 80 км/ч |
4.Магистральные улицы и дороги грузового движения |
Обеспечить циркуляцию грузопотоков между основными фокусами грузового тяготения, выход на внегородские дороги. |
Интенсивное автогрузовое движение. Размещение трамвая на обособленном полотне. |
Проезжая часть 2 полосы, продольный уклон 40 промиллей Радиус кривых в плане 400 м., скорость 80 км/ч |
5.Дороги жилых районов |
Обеспечение подъезда и подхода к помещениям и квартирам. Улицы с небольшой протяженностью, с выходом на магистральную сеть. |
Автомобильное и пешеходное движение малой интенсивности. Отсутствие массового транспорта. |
Проезжая часть 1 полоса, продольный уклон 80 промиллей Радиус кривых в плане 125 м., скорость 60 км/ч |
6.Дороги промышленных и складских районов |
Обеспечение транспортной связью промышленных предприятий и складов с городской магистральной сетью. |
Преимущественно грузовое движение. Наличие трамвая и др. массового транспорта. |
Проезжая часть 2 полосы, продольный уклон 80 промиллей Радиус кривых в плане 125 м., скорость 60 км/ч |
7.Дороги местного значения |
Обеспечение транспортной связью обособленных районов города по незастроенной территории города, подъезда к различным объектам. |
Движение всех видов транспорта средней интенсивности. По мере освоения незастроенной территории может превратиться в улицу. |
Проезжая часть не менее 2 полос в каждом направлении, продольный уклон 60 промиллей Радиус кривых в плане 125 м., скорость 60 км/ч |
8.Парковые дороги |
Транспортная и пешеходная связь с парковой зоной и местами массового пользования. |
Движение автомобилей, пешеходов, велосипедов, преимущественно прогулочного характера. Возможно автобусное движение, трамвайное и грузовое запрещено. |
Проезжая 2 полосы велосипедные и пешеходные дорожки, продольный уклон 60 промиллей Радиус кривых в плане 250 м., скорость 80 км/ч |
9.Пешеходные пути сообщения |
Обеспечить в пределах городских улиц и дорог пешеходные связи между жилой застройкой, объектами различного назначения, и остановочными пунктами массового транспорта. |
Пешеходное движение различной интенсивности, в зависимости от категории улицы и дороги, осуществляется на тротуарных или пешеходных дорожках. |
Минимальная ширина тротуаров определяется в зависимости от категории улицы: для магистральной улицы общегородского значения 4,,5 м; промышленных и коммунально- складских районов1,5 м; на расчетную перспективу7,5 м и 4,5 м. |
Б. ВНЕУЛИЧНЫЕ ПУТИ СООБЩЕНИЯ:
1.Городские скоростные дороги (не рельсовые) |
Скоростная транспортная связь удаленных районов города с внегородскими автодорогами. Пропуск массовых потоков автомобильного транспорта |
Скоростное движение всех видов транспорта. Предел скорости не ограничен. |
На верхнем (на эстокаде или насыпи) или в нижнем уровне наименьшая ширина проезжей части 6 полос в обоих направлениях, продольный уклон40 промиллей, радиус кривых 600 м, скорость 120 км/ч. |
2. Линии метрополитена |
Скоростная пассажирская связь наиболее отдаленных районов крупнейших городов. По направлениям с мощными и устойчивыми пассажиропотоками. |
Плотность сети не велика0,15 – 0,6. Линии оборудованы автоблокировкой. Размещение станций в районе крупных пассажиро- образующих пунктах. Связь станций с уличными путями сообщения. Провозная способность 8 вагонов (45-50 тыс. пасс в час) |
Могут быть: подземными, надземными, наземными. Расстояние между станциями 1,2 – 1,5 км., продольный уклон 40 промиллей, радиус кривых 500м. |
3. Линии скоростного трамвая |
Скоростная пассажирская связь наиболее отдаленных районов крупнейших городов. По направлениям с мощными и устойчивыми пассажиропотоками |
Расстояние между остановочными пунктами 800 -1200 м. Провозная способность 3 вагона (20 - 24 тыс. пасс в час) |
Линии могут быть: подземными, наземными. Продольный уклон 50 промиллей. |
4. Головные участки ж/д линий. |
Связь между удаленными районами города, а так же с пригородной зоной по трассе существующей ж/д линии. |
Использование головных участков существующих электрофициро ванных ж/д линий Между остановочными пунктами 1,5 – 2 км. При хорошей увязке с уличными путями сообщения пропускная способность 35 – 60 тыс. пасс. |
Соответствие нормам проектирования ж/д линий |
5.Монорельсовые дороги. |
Связь между удаленными районами города, а так же с пригородной зоной. |
Наиболее высокая скорость по сравнению с другими видами транспорта * 100 км/ч . Пропускная способность 10-30 тыс. пасс |
Применение навесного и подвесного типа, при укладке несущей балке на опоре. Дальнейшим развитием является монорельсовый транспорт на воздушной подушке. |
Пешеходные пути сообщений |
Обеспечение внегородских дорог и улиц связями между жилой застройкой и объектами различного значения и остановочными пунктами общественного транспорта. Внеуличные пешеходные переходы. |
Могут устанавливаться в верхнем уровне на специальных пешеходных платформах. В пределах жилых микрорайонов и парковых территориях в общем уровне. |
Ширина пешеходных путей сообщения определяется исходя из мощности пешеходных потоков. Имеет одну полосу шириной 0,75 м. минимальная ширина пешеходной дорожки 3 м. при слабом пешеходном движении допускается ширина 1 м. |
КЛАССИФИКАЦИОННАЯ СХЕМА ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ
1. Главные улицы
2. Скоростные дороги
3. Магистральные улицы.
4. Непрерывного движения
5. Общегородского значения.
6. Районного значения.
7. Грузовые магистрали
8. Граница города
4.2 Поперечный профиль городской улицы
4.3 Проектирование узловых пунктов
4.2.1 Классификация пересечений на городской уличной сети
Транспортные узлы – пересечения и примыкания в виде площадей различного назначения – не только являются распределителями автотранспортного движения по направлениям через узел, но также обеспечивают взаимодействие пешеходных, автомобильных и транспортных потоков. В них осуществляются пересадки пассажиров с одного вида транспорта на другой, с автобусных маршрутов на трамвайные и троллейбусные или метрополитен и др. В транспортных узлах с железнодорожными станциями, вокзалами или автовокзалами пассажиры осуществляют пересадки с внегородских и пригородных линий на городские виды транспорта, часто на такси или личные автомобили. При размещении на площадях зрелищных учреждений (театров, зрительных залов, кинотеатров и др.) или магазинов предусматриваются стоянки автомобилей, площади для остановок такси, специальные подъезды к торговым люкам или платформам. Транспортные узлы превращаются в сложные комплексы взаимодействия самых разнообразных видов внегородских и городских средств передвижения, пешеходов, пассажиров, осуществляющих пересадки с одних видов транспорта на другие, с системой одноярусных и многоярусных авто- стоянок, с сетью подъездов к зданиям и учреждениям, размещаемым на площадях.
По транспортно-планировочной характеристике и способу организации движения транспорта все узлы можно разделить на следующие группы:
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.