Проектирование маршрутной системы городского пассажирского транспорта, страница 3

1.  Единое планирование, контроль и регулирование работы разных видов ГПТ во времени и пространстве с целью наиболее целесообразного распределения между ними пассажиропотоков по критериям минимума суммарных затрат транспортного времени населения в поездках, максимума эксплуатационной экономичности и рентабельности работы единой транспортной системы.

2.  Учет особенностей эксплуатации разных видов ГПТ и выделение для каждого из них оптимальной зоны использования, обеспечивающей возможность получения максимальных эксплуатационных показателей транспортной работы и качественных показателей обслуживания пассажироперевозок.

3.  Установление научно обоснованных пропорций развития разных видов ГПТ и распределения пассажироперевозок между ними.

Экономическая целесообразность координации работы разных видов ГПТ в единой городской транспортной системе определяется тем, то позволяет существенно повысить рентабельность и народнохозяйственную эффективность ГПТ, освоить растущие пассажироперевозки  с более высоким качеством транспортного обслуживания.

Условиями успешного решения вопросов координации работы разных видов ГПТ являются:

1. Единое проектирование комплексной транспортной схемы, обеспечивающей правильное сочетание основных и вспомогательных транспортных систем,  скоростных и  обычных видов транспорта,  включая индивидуальный автомобильный транспорт.

2.  Единое административное подчинение и единая система управления работой всех видов ГПТ.

3.  Организация транспортной системы, обеспечивающая возможность взаимопомощи маршрутов в освоении пассажироперевозок перс броской подвижного состава с маршрута на маршрут и другими методами.

4.   Согласование расписаний движения ГПТ с пассажирским транспортом пригородной зоны и внешним транспортом (железнодорожным, воздушным, водным) по критериям минимума ожидания.

Математическая модель взаимодействия транспортных систем ГПТ разных видов в единой транспортной системе города еще не создана, но имеются отдельные попытки подхода к ней. В частности, М. А. Пиир рассматривает комплексную транспортную систему крупного города в виде взаимодействующих между собой функциональных уровней, связанных пересадочными узлами:

1)   уличного, обеспечивающего внутрирайонные передвижения;

2)  магистрального (районного), обеспечивающего межрайонные передвижения;

3)  городского, обеспечивающего связи планировочных районов с городским центром;

4)  агломерационного (пригородного), обеспечивающего связи города с пригородной зоной городской агломерации;

5) внешнего, обеспечивающего связи города с зонами, расположенными за пределами городской агломерации. Отдельные уровни отличаются скоростью сообщения и другими характеристиками (часть из них может отсутствовать).

Пересадочные узлы представляют собой точки взаимодействия разных уровней единой транспортной системы, в соответствии с чем задача ее построения сводится к определению их оптимального количества и размещения в плане города по критериям минимальных затрат транспортного времени в передвижениях, пропускной способности, минимума капитальных затрат в транспортную систему и др. Важное значение имеет планировочное решение пересадочных узлов, определяющее затраты времени в пересадках.

Последнее определится их рангом количеством уровней транспортной системы, которые они связывают. Чем выше ранг пересадочного узла, тем больше его пассажирская нагрузка и значение в комплексной транспортной системе города.

5.4 Развитие подземной урбанистики

Интенсивная   автомобилизация   крупнейших  городов  мира, усложнение технологии городской жизни, исчерпание территориальных возможностей развития, особенно остро ощущаемые в общегородском центре,    привели    к необходимости    размещения ниже поверхности земли некоторых сооружений и обслуживающих устройств.

Основные градостроительные и социальные предпосылки необходимости освоения подземного пространства   в крупных городах можно свести к следующему:

·  наиболее рациональное использование городских территорий с многоуровневой организацией отдельных узлов;