МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
« Забайкальский государственный Университет»
(ФГБОУ ВПО ЗабГУ)
Институт переподготовки и повышения квалификации
Кафедра «Электроники и электротехники»
ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ АППАРАТЫ НИЗКОГО НАПРЯЖЕНИЯ.
Лабораторная работа № 6
«Устройства защиты электродвигателей»
Выполнили: студенты гр ЭПС-09-1
Балуев А.
Витюк М.
Мальков М.
Шиляев С.
Лаврухин
Вайдеров
Проверил: ст. преподаватель Абрамова Ю. В.
Чита 2011
Лабораторная работа № 1
Устройство защиты электродвигателя УЗЭ-3
Цель работы: изучение конструкции, принципа работы схемы защиты АД с короткозамкнутым ротором с помощью защитного устройства УЗЭ-3,
•
1 Общие сведения
Устройство УЗЭ-3 (далее УЗЭ) предназначено для защиты электродвигателя от:
- симметричной перегрузки,
- обрыва фазы и несимметрии напряжения,
- перегрева.
Сигнализация о причине срабатывания устройства осуществляется при помощи светодиодных индикаторов, расположенных на передней панели.
Устройство УЗЭ выполнено в виде одного электронного блока. Помимо этого совместно с устройством применяются трансформаторы тока, параметры которых выбираются в зависимости от мощности электродвигателя.
2 Технические характеристики
Основные технические характеристики устройства представлены в таблице
Таблица 1. - Технические характеристики УЗЭ-3 (паспортные данные)
Параметры |
|
Напряжение питания, В |
220 (+22, -44) |
Величина магнитного пускателя для управления ЭД |
0-6 |
Время срабатывания устройства: - при обрыве фазы, с - при перегрузке по току, с |
0,05 3,0-42 |
Габаритные размеры, не более, мм |
95x65x65 1 |
Масса блока, не более, кг |
0.12 |
3 Описание принципиальной схемы устройства
Принципиальная схема УЗЭ и схема подключения представлены на рисунке 1.
Базовым регистрирующим элементом защиты являются две микросхемы К155ЛА4, представляющие собой сборки из трёх ячеек "ИЛИ-НЕ", 4 элемента из шести собраны в два RS-триггера, два оставшихся элемента - выходные.
Защита от обрыва фазы или несимметрии напряжения представляет собой фильтр напряжения нулевой последовательности, собранный из сопротивлений R7 - R9. Сигнал с фильтра через ключевые транзисторы VT6, VT3 подаётся на вход ячейки DD1.3.
Защита от перегрузки собрана на трансформаторах тока Т1 - ТЗ, включенных по схеме "разомкнутый треугольник" (для двигателей мощностью более 3 кВт допускается подключение одного трансформатора тока). Номинальный ток первичной обмотки трансформаторов тока выбирается в зависимости от мощности двигателя. Выводы треугольника нагружены на потенциометр R1, с помощью которого регулируется порог срабатывания защиты. Сигнал с потенциометра подаётся через ключи VT1, VT2 на вход ячейки DD1.1. Цепью R2, R3, С5 осуществляется задержка времени с целью предотвращения ложных срабатываний при пуске двигателя.
Узел тепловой защиты собран на транзисторе VT4, в цепь которого включен диод VD4, являющийся термодатчиком. Сигнал с VT4 подаётся на ячейку DD2.2. Температура срабатывания защиты регулируется резистором R14.
Исполнительным органом защиты является реле К1 типа РЭИ 43. Его нормально замкнутый контакт включается в цепь управления магнитным пускателем.
Рисунок 1
Сигнализация о причине срабатывания защиты осуществляется свегодиодами HL1 - HL3 "Обрыв фазы", "Перегрузка", "Перегрев".
4 Эксплуатация устройства
4.1 Установка и монтаж устройства.
Устройство устанавливается в непосредственной близости от магнитною пускателя, управляющего работой электродвигателя в щите управления.
Трансформаторы тока крепятся в свободной m монтажных проводов юно в пцпе управления. В целом монтаж устройства производится согласно рисунку 2.
Рисунок 2
4.2 Настройка устройства. Выбор трансформаторов тока.
от перегрузки при помощи движка потенциометра R1, установленного на боковой стенке устройства.
Выбор трансформаторов тока для работы с конкретным электродвигателем производится из условия ненасыщенной работы трансформаторов тока. Для этого номинальный ток первичной обмотки Т1 - ТЗ (рисунок 1) должен быть 2 раз больше номинального тока статорной обмотки электродвигателя.
4.3 Работа с устройством.
В нормальном режиме работы электродвигателя на передней панели устройства горит лишь индикатор «Сеть», сигнализируя о нахождении устройства под напряжением. Индикаторы "Обрыв фазы", "Перегрузка'', "Перегрев", не горят. Отключение электродвигателя сопровождается зажиганием одного из индикаторов, что свидетельствует о неисправности двигателя. После срабатывания устройства возврат в исходное состояние производится путём снятия питания с устройства на некоторое время.
5 Достоинства и недостатки устройства
К достоинствам устройства УЗЭ можно отнести:
- удобство подключения;
- возможность применения диодов в качестве термодатчиков.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.