1. Определение прогнозного объема перевозок грузов.
2.1. Прогнозирование грузовых перевозок на основе среднего темпа роста.
Данный метод может быть рекомендован к практическому применению в случае постоянно растущего (убывающего) объема перевозок, т. е. при постоянных цепных темпах роста.
Цепной темп роста характеризует отношение какого-либо уровня временного ряда к предыдущему уровню и выражается в процентах или в долях единицы:
где Tц - цепной темп роста;
уi– уровень i-го года;
уi-1- уровень года i-1.
Базисный темп роста характеризует отношение какого-либо уровня временного ряда к исходному уровню, принятому за базу сравнения:
где Тб — базисный темп роста;
уi - уровень i-го года;
yб - уровень года, принятого за базу сравнения.
За базу сравнения принимаем первый уровень временного ряда объем перевозок грузов в 1991 году.
Если тенденцию развития в известном временном интервале можно охарактеризовать с помощью некоторого постоянного темпа роста, то в качестве последнего принимается средний темп за соответствующий период.
Средний темп роста определяется по формуле средней геометрической:
где - средний темп роста;
у1 - первый уровень временного ряда;
уп - последний уровень временного ряда;
п - количество лет в отчетном периоде (n = 15).
Результаты расчета сводят в табл. 1.
Определение темпов роста перевозок грузов. Таблица 1
Порядковый номер года i |
годы ti |
объем перевозок yi млн.т |
Темпы роста |
средний темп роста |
|
цепные Тц |
базисные Тб |
||||
1 |
1991 |
11 |
0,000 |
1,000 |
1,105 |
2 |
1992 |
16 |
1,454 |
1,454 |
|
3 |
1993 |
21 |
1,312 |
1,909 |
|
4 |
1994 |
28 |
1,333 |
2,545 |
|
5 |
1995 |
26 |
0,928 |
2,363 |
|
6 |
1996 |
39 |
1,500 |
3,545 |
|
7 |
1997 |
42 |
1,076 |
3,818 |
|
8 |
1998 |
46 |
1,095 |
4,181 |
|
9 |
1999 |
48 |
1,043 |
4,363 |
|
10 |
2000 |
53 |
1,104 |
4,818 |
|
11 |
2001 |
49 |
0,924 |
4,454 |
|
12 |
2002 |
57 |
1,163 |
5,181 |
|
13 |
2003 |
61 |
1,070 |
5,545 |
|
14 |
2004 |
68 |
1,114 |
6,181 |
|
15 |
2005 |
69 |
1,014 |
6,272 |
Затем определяем прогнозный объем перевозок по одной из следующих формул:
где ут — прогнозируемый объем перевозок;
уп - фактический объем перевозок в последнем году отчетного периода;
у1 - фактический объем перевозок в первом году отчетного периода;
- средний темп роста за отчетный период;
m- порядковый номер года, для которого составляется прогноз.
Горизонт прогнозирования - 5 лет.
График изменения объемов перевозок грузов строится по фактическим и прогнозным данным (с 1991 по 2010 год).
2.2. Прогнозирование грузовых перевозок на основе экстраполяции тренда.
2.2.1. Аналитическое выравнивание временного ряда.
При аналитическом выравнивании временного ряда теоретические (расчетные) значения ряда определяют исходя из предположения об их зависимости от времени, т.е. у = f(t).
Тренд - это основная тенденция развития явления во времени, некоторое общее направление развития.
Для аналитического выравнивания временного ряда могут использоваться разнообразные формы тренда, поэтому самостоятельной задачей является определение вида функциональной зависимости у = f(t), наилучшим образом описывающей исходный временной ряд. Существуют специальные способы определения наилучшей формы тренда. В курсовой работе используется так называемый критериальный способ, т. е. наилучшая форма тренда определяется на основе системы статистических критериев.
В качестве уравнений тренда в курсовой работе используются:
а) уравнение прямой: уt= а + bt;
б) уравнение параболы: yt = a + bt + ct2;
в) уравнение показательной функции: yt =abt.
Параметры а, b, с определяются методом наименьших квадратов.
При выравнивании по прямой для нахождения параметров а и Ъ используется система нормальных уравнений, имеющая вид:
Нахождение параметров уравнения можно упростить, если отсчет времени производить так, чтобы сумма показателей времени изучаемого временного ряда была равна нулю:
В этом случае будет равна нулю, и система нормальных уравнений будет преобразована и иметь следующий вид:
Расчеты, необходимые для нахождения параметров прямой при выравнивании фактических уровней временного ряда, сводятся в табл. 2.
Расчет объема перевозок по уравнению прямой таблица 2
Порядковый номер года |
годы ti |
условное обозначение времени |
объем перевозок yi |
ti2 |
yiti |
yi выравненные уровни ряда |
ei |
|ei| |
ei2 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
1 |
1991 |
-7 |
11 |
49 |
-77 |
13,85 |
-2,85 |
2,85 |
8 |
2 |
1992 |
-6 |
16 |
36 |
-96 |
17,91 |
-1,91 |
1,91 |
4 |
3 |
1993 |
-5 |
21 |
25 |
-105 |
21,97 |
-0,97 |
0,97 |
1 |
4 |
1994 |
-4 |
28 |
16 |
-112 |
26,03 |
1,97 |
1,97 |
4 |
5 |
1995 |
-3 |
26 |
9 |
-78 |
30,09 |
-4,09 |
4,09 |
17 |
6 |
1996 |
-2 |
39 |
4 |
-78 |
34,15 |
4,85 |
4,85 |
24 |
7 |
1997 |
-1 |
42 |
1 |
-42 |
38,21 |
3,79 |
3,79 |
14 |
8 |
1998 |
0 |
46 |
0 |
0 |
42,27 |
3,73 |
3,73 |
14 |
9 |
1999 |
1 |
48 |
1 |
48 |
46,33 |
1,67 |
1,67 |
3 |
10 |
2000 |
2 |
53 |
4 |
106 |
50,39 |
2,61 |
2,61 |
7 |
11 |
2001 |
3 |
49 |
9 |
147 |
54,45 |
-5,45 |
5,45 |
30 |
12 |
2002 |
4 |
57 |
16 |
228 |
58,51 |
-1,51 |
1,51 |
2 |
13 |
2003 |
5 |
61 |
25 |
305 |
62,57 |
-1,57 |
1,57 |
2 |
14 |
2004 |
6 |
68 |
36 |
408 |
66,63 |
1,37 |
1,37 |
2 |
15 |
2005 |
7 |
69 |
49 |
483 |
70,69 |
-1,69 |
1,69 |
3 |
итого |
- |
0 |
634 |
280 |
1137 |
633,99 |
|
40,03 |
134 |
Используя итоги граф 4, 5 и 6 (см. табл. 2) определяют параметры уравнения прямой а и bи рассчитывают выравненные уровни ряда -графа
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.