Определение прогнозного объема перевозок грузов

Страницы работы

Фрагмент текста работы

1.  Определение прогнозного объема перевозок грузов.

2.1.  Прогнозирование грузовых перевозок на основе среднего темпа роста.

Данный метод может быть рекомендован к практическому применению в случае постоянно растущего (убывающего) объема перевозок, т. е. при постоянных цепных темпах роста.

Цепной темп роста характеризует отношение какого-либо уровня временного ряда к предыдущему уровню и выражается в процентах или в долях единицы:

где Tц - цепной темп роста;

уi– уровень i-го года;

уi-1- уровень года i-1.

Базисный темп роста характеризует отношение какого-либо уровня временного ряда к исходному уровню, принятому за базу сравнения:

где Тб — базисный темп роста;

 уi - уровень i-го года;

yб -  уровень года, принятого за базу сравнения.

За базу сравнения принимаем первый уровень временного ряда объем перевозок грузов в 1991 году.

Если тенденцию развития в известном временном интервале можно охарактеризовать с помощью некоторого постоянного темпа роста, то в качестве последнего принимается средний темп за соответствующий период.

Средний темп роста определяется по формуле средней геометрической:

где - средний темп роста;

у1 - первый уровень временного ряда;

уп - последний уровень временного ряда;

п - количество лет в отчетном периоде (n = 15).




Результаты расчета сводят в табл. 1.

Определение темпов роста перевозок грузов.                         Таблица 1

Порядковый номер года i

годы ti

объем перевозок yi  млн.т

Темпы роста

средний темп роста

цепные Тц

базисные Тб

1

1991

11

0,000

1,000

1,105

2

1992

16

1,454

1,454

3

1993

21

1,312

1,909

4

1994

28

1,333

2,545

5

1995

26

0,928

2,363

6

1996

39

1,500

3,545

7

1997

42

1,076

3,818

8

1998

46

1,095

4,181

9

1999

48

1,043

4,363

10

2000

53

1,104

4,818

11

2001

49

0,924

4,454

12

2002

57

1,163

5,181

13

2003

61

1,070

5,545

14

2004

68

1,114

6,181

15

2005

69

1,014

6,272

Затем определяем  прогнозный объем перевозок по одной из следующих формул:

где ут — прогнозируемый объем перевозок;

уп - фактический объем перевозок в последнем году отчетного периода;

у1 - фактический объем перевозок в первом году отчетного периода;

 - средний темп роста за отчетный период;

m- порядковый номер года, для которого составляется прогноз.

Горизонт прогнозирования - 5 лет.



График изменения объемов перевозок грузов строится по фактическим и прогнозным данным (с 1991 по 2010 год).

2.2.  Прогнозирование грузовых перевозок на основе экстраполяции тренда.

2.2.1.  Аналитическое выравнивание временного ряда.

При аналитическом выравнивании временного ряда теоретические (расчетные) значения ряда определяют исходя из предположения об их зависимости от времени, т.е. у = f(t).

Тренд - это основная тенденция развития явления во времени, некоторое общее направление развития.

Для аналитического выравнивания временного ряда могут использоваться разнообразные формы тренда, поэтому самостоятельной задачей является определение вида функциональной зависимости у = f(t), наилучшим образом описывающей исходный временной ряд. Существуют специальные способы определения наилучшей формы тренда. В курсовой работе используется так называемый критериальный способ, т. е. наилучшая форма тренда определяется на основе системы статистических критериев.

В качестве уравнений тренда в курсовой работе используются:

а) уравнение прямой: уt= а + bt;

б) уравнение параболы: yt = a + bt + ct2;

в) уравнение показательной функции: yt =abt.

Параметры а, b, с определяются методом наименьших квадратов.

При выравнивании по прямой для нахождения параметров а и Ъ используется система нормальных уравнений, имеющая вид:

Нахождение параметров уравнения можно упростить, если отсчет времени производить так, чтобы сумма показателей времени изучаемого временного ряда была равна нулю:

В этом случае  будет равна нулю, и система нормальных уравнений будет преобразована и иметь следующий вид:

Расчеты, необходимые для нахождения параметров прямой при выравнивании фактических уровней временного ряда, сводятся в табл. 2.

Расчет объема перевозок по уравнению прямой                   таблица 2

Порядковый номер года

годы ti

условное обозначение времени

объем перевозок yi

ti2

yiti

yi выравненные уровни ряда

ei

|ei|

ei2

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

1991

-7

11

49

-77

13,85

-2,85

2,85

8

2

1992

-6

16

36

-96

17,91

-1,91

1,91

4

3

1993

-5

21

25

-105

21,97

-0,97

0,97

1

4

1994

-4

28

16

-112

26,03

1,97

1,97

4

5

1995

-3

26

9

-78

30,09

-4,09

4,09

17

6

1996

-2

39

4

-78

34,15

4,85

4,85

24

7

1997

-1

42

1

-42

38,21

3,79

3,79

14

8

1998

0

46

0

0

42,27

3,73

3,73

14

9

1999

1

48

1

48

46,33

1,67

1,67

3

10

2000

2

53

4

106

50,39

2,61

2,61

7

11

2001

3

49

9

147

54,45

-5,45

5,45

30

12

2002

4

57

16

228

58,51

-1,51

1,51

2

13

2003

5

61

25

305

62,57

-1,57

1,57

2

14

2004

6

68

36

408

66,63

1,37

1,37

2

15

2005

7

69

49

483

70,69

-1,69

1,69

3

итого

-

0

634

280

1137

633,99

40,03

134

Используя итоги граф 4, 5 и 6 (см. табл. 2) определяют параметры уравнения прямой а и bи рассчитывают выравненные уровни ряда -графа

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Логистика
Тип:
Расчетно-графические работы
Размер файла:
319 Kb
Скачали:
0