Содержание:
I Выбор и расчет посадок гладких цилиндрических соединений.
II Выбор и расчет посадок подшипников качения.
III Выбор и расчет посадок шпоночного соединения.
IV Выбор и расчет посадок шлицевого соединения.
Задача 1.
(26 – 2)
1. По чертежу 26 – Ведущий вал выравнивателя комбайна СКЕМ-31 – определяем характер соединения 2 (ведущий вал – ведущая звездочка) и назначаем переходную посадку в системе основного отверстия.
2. Определяем предельные отклонения вала и отверстия:
3. Рассчитываем а) предельные размеры отверстия и вала, допуски размеров:
б) максимальные зазор и натяг; допуск посадки:
4. Cтроим схему полей допусков деталей сопряжения:
5. По относительной геометрической точности (нормальная “A”) и квалитету допуска диаметра, по ЕСДП СЭВ назначаем допуски цилиндричности:
а) для отверстия 0,012 мм;
б) для вала 0,008 мм.
вала – Ra = 1.6 мкм
6. Чертежи деталей соединения и сборочный чертеж соединения
Задача 2.
314 (26 – 4,5)
1. По номеру подшипника в справочнике определяем его размеры
d = 70 мм, D = 150 мм, B = 35 мм.
2. Исходя из условий работы узла (корпус – подшипник – ведущий вал) определяем вид нагружения колец подшипника:
внутреннее кольцо подшипника – циркуляционное нагружение;
наружное кольцо подшипника – местное нагружение.
По виду нагружения назначаем посадки:
– посадка с гарантированным натягом
– посадка с гарантированным зазором
3. Рассчитываем а) предельные размеры внутреннего кольца подшипника и вала, допуски размеров:
б) натяг, допуск посадки:
в) предельные размеры наружного кольца подшипника и отверстия, допуски размеров:
б) зазор, допуск посадки:
4. Cтроим схему полей допусков деталей сопряжения:
5. По относительной геометрической точности (нормальная “В”) и квалитету допуска диаметра, по ЕСДП СЭВ назначаем отклонения формы, сопрягаемых с подшипником поверхностей:
а) к отверстию под наружное кольцо 0,012 мм;
б) к валу под внутреннее кольцо 0,005 мм.
– вала: Ra = 0.4 мкм.
6. Чертежи деталей соединения и сборочный чертеж соединения
Задача 3.
(26 – 8)
1. По диаметру вала () определяем номинальные размеры деталей шпоночного соединения:
– шпонки: ;
– паза: глубина на валу – t1 = 5.5 мм, во втулке – t2 = 3.8 мм.
2. Соединение шпонки с пазами вала и втулки назначаем плотное. При плотном соединении посадки на шпонку с пазом вала и на шпонку с пазом втулки одинаковы, а следовательно и предельные отклонения этих соединений одинаковы.
3. Из изложенных в предыдущем пункте выводов следует, что расчет можно произвести для одного из двух соединений.
а) предельные размеры паза отверстия и вала, допуски размеров:
б) максимальные зазор и натяг, допуск посадки:
4. Cтроим схему полей допусков деталей сопряжения:
Из изложенных в п.2 положений о плотном соединении следует, что допуски цилиндричности и параллельности для паза отверстия и вала будут одинаковыми, а именно:
допуск цилиндричности рассчитаем по формуле:
где ,отсюда мм.
Шероховатость поверхностей пазов
6. Чертежи деталей соединения и сборочный чертеж соединения.
Задача 4.
1. Размеры деталей шлицевого соединения:
z = 8 мм, d = 32 мм, d1 = 29.4 мм, D = 38 мм, b = 6 мм.
2. Назначаем центрирование по боковым поверхностям зубьев b; назначаем посадки:
, для диаметра d посадка - .
3. Рассчитываем предельные размеры деталей сопряжения:
а) D = 38 мм
зазор, допуск посадки:
б) d = 32 мм
зазор, допуск посадки:
в) b = 6 мм
зазор, допуск посадки:
ЛИТЕРАТУРА:
1. Белкин И.М. Допуски и посадки (Основные нормы взаимозаменяемости): Учеб. Пособие для студентов машиностроительных специальностей высших технических заведений. – М. Машиностроение, 1992.-528с.
2. Допуски и посадки: Справочник. Ч.2/ Под ред. В.Д. Мягкова. 6 изд., перераб. – Л. Машиностроение, 1983.-477с.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.