личном труде товаропроизводителя и мелкой частной собственности. Крестьянин и ремесленник, обменивавшиеся с незапамятных времен продуктами своего труда, были простыми товаропроизводителями.
Для простого товарного производства весьма характерна работа на заказ с последующим обменом товара на товар без участия денег – всеобщего товара-эквивалента. Сегодня такой обмен мы называем бартерным.
На смену простому товарному производству (в терминах К.Маркса) приходит капиталистическое товарное производство как более сложное. В широких масштабах начинается применение чужого, наемного труда. Товарную природу получает рабочая сила, задействованная по найму между работодателем и работником. Происходит переход от простого обмена товара на товар, выражаемого формулой Т – Т, к обмену товаров посредством денег (Д), выражаемого формулой Т – Д – Т.
Товарно-денежные отношения не только испытывают на себе влияние определенных способов производства, но и сами активно влияют на систему производственных отношений. Так, товарно-денежные отношения способствовали разложению первобытнообщинного, рабовладельческого и феодального способов производства, для которых типичным было натуральное хозяйство, а товарно-денежные отношения носили подчиненный характер.
Внешняя торговля, трансформировавшись в новое понятие – экономическое сотрудничество, стала другой. В орбиту межгосударственных торговых связей ныне включаются факторы производства – труд, капитал, интеллектуальная собственность. Происходит интернационализация хозяйственной деятельности. Связи товаропроизводителей по кооперации пересекают государственные границы. В этих условиях многие товары являются результатом совместной производственной деятельности ряда стран и место их производства установить затруднительно.
В развитии товарного производства всегда большую роль играл транспорт. Ныне есть основания говорить о возрастании этой роли в связи с интернационализацией хозяйственной деятельности, расширением масштабов производства и все большей ориентацией национальных экономик на мировой рынок в рамках международного разделения труда.
Повышению роли транспорта в экономике способствует и развитие сервиса, послепродажного обслуживания покупателей в различных регионах мира. Различного рода инженерные, консультационные и иные услуги в пользу покупателей требуют развития инфраструктуры, в том числе транспортной.
2. 2. Товар и его свойства
Богатство общества, по выражению К.Маркса, выступает как огромное скопление товаров, а отдельный товар – как элементарная форма этого богатства. Товар есть прежде всего продукт, удовлетворяющий какие-либо человеческие потребности. Причем этот продукт произведен (или получен как даровое благо природы) не для себя, а для продажи. Продуценты обмениваются продуктами своей деятельности, при этом координирующим механизмом выступает рынок.
Каждая вещь или услуга, не имеющая вещной формы и поэтому ненакапливающаяся, различными своими сторонами полезна потребителю
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.