Теплосети оказались самым слабым звеном в системе теплоснабжения, так как трубы (чаще всего стальные или чугунные) подвержены коррозии, и данный процесс идет непрерывно, причем на него практически никак нельзя повлиять. Коррозийные повреждения на трубах появляются уже через 10-15 лет, а амортизационный срок службы труб составляет 25 лет [2]. По истечении 25 лет уже требуется замена трубопровода.
Практически вся протяженность теплосетей была создана в СССР в период массового строительства жилья 60-80 - е гг. В 90-е и начале 2000 – х годов фактически не производился капитальный ремонт теплосетей, а были лишь денежные “инъекции” в отрасль, для поддержания ее работоспособности [3].
В условиях сокращенного финансирования, операторы теплосетей пытались сохранить объемы перекладки трубопроводов при помощи снижения стоимости работ за счет понижения качества. Переложенные сети имели крайне низкий срок эксплуатации 5-7 лет. В результате, количество аварий на теплосетях стало увеличиваться в геометрической прогрессии, что стало естественным результатом системной деградации технического состояния генерирующих и сетевых мощностей.
В итоге, на сегодняшний день тепловые потери составляют от 20 до 50% выработки тепла зимой и от 30 до 70% летом [2], это подтверждается замерами тепловых потерь на реальных тепловых сетях. Причем эти потери, как правило, сильно превышают нормативные потери, указанные в тарифах, поэтому они даже не могут быть включены в цену оказания услуг. В итоге становится очевидным, что система теплоснабжения несет огромные издержки, которые сильно понижают или нейтрализуют экономическую эффективность системы тепло обеспечения.
Учитывая социально-экономическую ситуацию в стране, государство приняло решение о жестком регулировании роста цен на тарифы. Причем это регулирование цен зачастую происходит, без какой либо увязки с фактическими издержками и потребностями в капитальные вложения операторов теплосетей. В конечном счете, на сегодняшний день практически ни один оператор теплосетей не имеет экономически обоснованного тарифа. Более того, зачастую издержки превышают доход получаемый от оказания услуг, что по сути, заставляет теплосети работать в убыток.
В этих условиях, властям на местах, не остается выхода, кроме как дотировать свою систему теплоснабжения, используя средства муниципального или регионального бюджетов, находящуюся в муниципальной или государственной собственности. Причем действующее законодательство запрещает прямое дотирование предприятий теплоснабжения, поскольку с правовой точки зрения эти предприятия должны предоставлять свои услуги по экономически обоснованным тарифам. При этом все дотации осуществляются на безвозвратной основе, и не несут в себе ни какой экономической целесообразности [3].
Для технико-экономического эффекта необходимы масштабные капитальные вложения, но в малых и средних городах ответственный бизнес не стремится в эту сферу, а банки не дают кредиты подобным организациям из-за отсутствия ценного залогового имущества и плачевной финансовой отчетности. Получается негативный замкнутый цикл, причем с динамикой ухудшения негативного эффекта – см. рис.1 [3].
Рисунок 1. Цикл ухудшения технического состояние системы теплоснабжения
Если в срочном порядке не предпринять меры по нейтрализации негативной тенденции разрушения теплосетей и не заняться их восстановлением, то мы можем получить ситуацию подобной той, которая сложилась на Западной Украине, где не были предприняты подобные меры.
В результате хронического недофинансирования тепловых сетей малых городов Львовской, Ужгородской, Черновицкой, Ивано-Франковской, Тернопольской областей менее чем за десять лет привело к полному коллапсу централизованного теплоснабжения. Тепловые сети здесь просто сгнили, их уже не отремонтировать, поэтому систему централизованного теплоснабжения придется создавать заново.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.