Тепловые сети выступают в качестве одной из наиболее значимых причин низкой эффективности или неэффективности систем теплоснабжения, прежде всего за счет огромных тепловых потерь из-за аварийного состояния теплосетей.
Для решения этой проблемы предлагается заменить аварийные трубопроводы на новые из армированного сшитого полиэтилена, с гораздо более длительным сроком службы.
Реализация этих критериев призвана сделать систему теплоснабжения – экономически выгодным видом бизнеса.
На северо-западе нашей страны, да и в целом по России отопительные котельные работают на классических видах топлива – угле, мазуте и газе [1]. Нефть, газ и каменный уголь из которых получают классические виды топлива для отопительных котельных – являются невозобновляемыми ресурсами, а также ископаемыми, и соответственно облагаются высокими налогами. К тому же добыча нефти, газа и каменного угля из-за исчерпания используемых месторождений с каждым годом становится все дороже и труднее, так как добывающим компаниям приходится увеличивать свои расходы и затраты на разведывание и разработку новых залежей полезных ископаемых. Часто новые месторождения требуют для начала добычи применения сложных и дорогостоящих технических решений, таких как прокладка трубопровода, строительство морской буровой скважины или новой глубокой шахты в сложных породах грунта и т.д. Если к этому прибавить макроэкономические факторы, такие как повышение железнодорожных тарифов на перевозку груза или изменение цены на нефть на биржах и т.д., то можно быть уверенным в тенденции увеличения стоимости классического топлива для отопительных котельных как в среднесрочной так и в долгосрочной перспективах.
К тому же использование в качестве топлива мазута, угля или газа наносит значительный урон окружающей среде. Прежде всего, это вред от выбросов вредных веществ в атмосферу при сжигании угля и мазута. Наибольший негативный эффект оказывает газ CO2, так как его больше всего выделяется, и именно он ответственен за парниковый эффект на нашей планете, но не стоит забывать, что помимо CO2 выделяется большое количество различных тяжелых металлов, пепла, оксидов азота, а также диоксиды серы – являющимся причиной “кислотных дождей” [1].
Стоит отметить, что вышеперечисленное в гораздо меньшей степени касается газа, так как он более экологичен как топливо, и при его сжигании в меньшей степени выделяется CO2, оксиды серы и диоксиды углерода, а также практически отсутствуют частицы пепла, но, тем не менее, он пусть и в меньшей степени, но загрязняет окружающую среду [1].
Конечно, можно сказать, что современные очистные и безотходные технологии сжигания для котлов, работающих на классических видах топлива, могут в значительной степени нивелировать вредное воздействие на окружающую среду, но это стоит денег, а при учете технико-экономического состояния российской системы теплоснабжения – применение этих технологий становится проблематичным.
Но в теплоснабжении помимо производства тепла выделяют еще и его транспортировку – перенос тепла к потребителю. Производство и транспортировка являются двумя неразрывными процессами, и от того насколько эффективно функционирует каждый из этих процессов напрямую зависит эффективность всего теплоснабжения.
Транспортировка теплоносителя осуществляется при помощи теплосетей, которые в целом по России находятся в весьма плачевном, а зачастую и в аварийном состоянии. Исключение составляет Москва и некоторые крупные города России, в которых состояние теплосетей находится в удовлетворительном состоянии.
По данным статистики средний процент износа теплосетей составляет 70%, при этом 15-17% требуют незамедлительной модернизации [5]. Количество аварий на теплосетях за последние десять лет возросло в 5 раз и составило в 2011 году 70 аварий на 100 км [5]. Для сравнения, в странах Западной Европы этот показатель равен 2 авариям на 100 км, а в РСФСР в конце 80-х 3 авариям на 100 км [5]. Величина показателя указывает, что старение труб достигло критического значения.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.