Эффективное развитие конкуренции невозможно без участия государства
Современный внутренний рынок нефтепродуктов следует характеризовать как сложнопрогнозируемый, волатильный, непрозрачный, с высокой степенью монополизации и вертикальной интеграции и низким уровнем развития конкуренции. Причин тому несколько - это и традиционная структура отрасли, которая формировалась в советский период и изначально не задумывалась как конкурентная, и ее последующая консервация в "постперестроечную" эпоху, и, наконец, ярко выраженная тенденция усиления вертикальной интеграции на современном этапе. Выстраивая цепочку от производства топлива до его реализации на собственных АЗС, ВИНК фактически переносят "центр тяжести" ценообразования внутрь своих структур, в результате чего текущая цена на нефтепродукты не всегда корректно отражает баланс спроса и предложения на рынке. Жажда максимизации прибыли в сбытовом сегменте нередко толкает ВИНК на нарушение антимонопольного законодательства, из-за чего потребители вынуждены платить за топливо более высокую цену без объективных на то оснований.
Но картина вполне может начать стремительно меняться в самое ближайшее время. Разумеется, речь в данном случае идет об изменении в лучшую сторону. Взять на себя роль арбитра по формированию цивилизованного и конкурентного внутреннего рынка нефтепродуктов, скорректировать правила игры и поставить приемлемые рамки полномочий для нефтегазовых гигантов, готово государство. В частности, признавая, что центральной проблемой российского рынка нефтепродуктов выступает существующий механизм ценообразования, государство планирует участвовать в работе, которая будет стимулировать появление ценовых индикаторов, отражающих реальное соотношение спроса и предложения нефтепродуктов на рынке, и способствовать созданию работающего механизма биржевой торговли. Со стороны ФАС России следует ожидать дальнейшего ужесточения антимонопольного законодательства, что должно дополнительно дисциплинировать рынок.
В августе текущего года в Минэкономразвития (МЭР) России был
образован Департамент по развитию конкуренции и конъюнктуры рынка (далее -
Департамент). В структуре отечественной исполнительной власти прежде не
существовало отдельного специализированного подразделения, на которое были бы
возложены подобные функции. Если структурные изменения в органах власти
рассматривать как производную от внимания государства, уделяемого тем или иным
вопросам, то можно отметить усиление внимания государства к вопросам развития конкуренции
на внутреннем рынке. Безусловно, отдельные аспекты развития конкуренции
находились в поле внимания МЭР (МЭРТ) и раньше, однако сегодня налицо
стремление сформировать общее видение картины конкуренции на отечественных
рынках, конкретизировать роль государства в ее развитии, определить
приоритетные законодательные подходы для оптимизации конкурентной среды,
выработать принципиальные политические решения, найти баланс интересов основных
игроков. Иными словами, речь идет о формировании на государственном уровне
целостной стратегии развития конкуренции как на внутреннем рынке в целом, так и
в отношении ряда отраслевых рынков.
Департамент создан для практической реализации перечисленных выше задач, кроме
того, в его функции будет входить анализ конъюнктуры ключевых рынков - тех,
которые оказывают непосредственное влияние на динамику ВВП, промышленного
производства, уровень инфляции, размер доходов населения и другие
макроэкономические индикаторы. Будет проводиться углубленный анализ отдельных
секторов российского рынка, в том числе регулярный мониторинг ценообразования,
и на этой основе будут сформированы предложения по увеличению конкуренции на
каждом из рынков.
Очевидно, что к категории упомянутых ключевых относится и внутренний рынок нефтепродуктов. Сегодняшнее понимание внутреннего рынка нефтепродуктов во многом базируется на результатах детальных исследований, проведенных Управлением контроля ТЭК ФАС России и независимыми экспертными организациями. Так, в ходе этих исследований был сделан анализ проблем рынка (см. "Внутренний рынок нефтепродуктов: анализ проблем"), выявлена картина регионального присутствия отдельных компаний (см. "Региональная картина розничного рынка и рынка хранения нефтепродуктов").
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.