Эффективное развитие конкуренции невозможно без участия государства

Страницы работы

9 страниц (Word-файл)

Содержание работы

Эффективное развитие конкуренции невозможно без участия государства

Современный внутренний рынок нефтепродуктов следует характеризовать как сложнопрогнозируемый, волатильный, непрозрачный, с высокой степенью монополизации и вертикальной интеграции и низким уровнем развития конкуренции. Причин тому несколько - это и традиционная структура отрасли, которая формировалась в советский период и изначально не задумывалась как конкурентная, и ее последующая консервация в "постперестроечную" эпоху, и, наконец, ярко выраженная тенденция усиления вертикальной интеграции на современном этапе. Выстраивая цепочку от производства топлива до его реализации на собственных АЗС, ВИНК фактически переносят "центр тяжести" ценообразования внутрь своих структур, в результате чего текущая цена на нефтепродукты не всегда корректно отражает баланс спроса и предложения на рынке. Жажда максимизации прибыли в сбытовом сегменте нередко толкает ВИНК на нарушение антимонопольного законодательства, из-за чего потребители вынуждены платить за топливо более высокую цену без объективных на то оснований.

Но картина вполне может начать стремительно меняться в самое ближайшее время. Разумеется, речь в данном случае идет об изменении в лучшую сторону. Взять на себя роль арбитра по формированию цивилизованного и конкурентного внутреннего рынка нефтепродуктов, скорректировать правила игры и поставить приемлемые рамки полномочий для нефтегазовых гигантов, готово государство. В частности, признавая, что центральной проблемой российского рынка нефтепродуктов выступает существующий механизм ценообразования, государство планирует участвовать в работе, которая будет стимулировать появление ценовых индикаторов, отражающих реальное соотношение спроса и предложения нефтепродуктов на рынке, и способствовать созданию работающего механизма биржевой торговли. Со стороны ФАС России следует ожидать дальнейшего ужесточения антимонопольного законодательства, что должно дополнительно дисциплинировать рынок.

В августе текущего года в Минэкономразвития (МЭР) России был образован Департамент по развитию конкуренции и конъюнктуры рынка (далее - Департамент). В структуре отечественной исполнительной власти прежде не существовало отдельного специализированного подразделения, на которое были бы возложены подобные функции. Если структурные изменения в органах власти рассматривать как производную от внимания государства, уделяемого тем или иным вопросам, то можно отметить усиление внимания государства к вопросам развития конкуренции на внутреннем рынке. Безусловно, отдельные аспекты развития конкуренции находились в поле внимания МЭР (МЭРТ) и раньше, однако сегодня налицо стремление сформировать общее видение картины конкуренции на отечественных рынках, конкретизировать роль государства в ее развитии, определить приоритетные законодательные подходы для оптимизации конкурентной среды, выработать принципиальные политические решения, найти баланс интересов основных игроков. Иными словами, речь идет о формировании на государственном уровне целостной стратегии развития конкуренции как на внутреннем рынке в целом, так и в отношении ряда отраслевых рынков.
Департамент создан для практической реализации перечисленных выше задач, кроме того, в его функции будет входить анализ конъюнктуры ключевых рынков - тех, которые оказывают непосредственное влияние на динамику ВВП, промышленного производства, уровень инфляции, размер доходов населения и другие макроэкономические индикаторы. Будет проводиться углубленный анализ отдельных секторов российского рынка, в том числе регулярный мониторинг ценообразования, и на этой основе будут сформированы предложения по увеличению конкуренции на каждом из рынков.

Очевидно, что к категории упомянутых ключевых относится и внутренний рынок нефтепродуктов. Сегодняшнее понимание внутреннего рынка нефтепродуктов во многом базируется на результатах детальных исследований, проведенных Управлением контроля ТЭК ФАС России и независимыми экспертными организациями. Так, в ходе этих исследований был сделан анализ проблем рынка (см. "Внутренний рынок нефтепродуктов: анализ проблем"), выявлена картина регионального присутствия отдельных компаний (см. "Региональная картина розничного рынка и рынка хранения нефтепродуктов").

Похожие материалы

Информация о работе