Характеристика современного этапа развития информационных
систем в энергетических организациях России
В последние десятилетия во всем мире происходят процессы активного внедрения информационных технологий в жизнь общества. В нашей стране эти процессы совпали с переходом от административной к рыночной экономике.
Переход к рыночной экономике привел к отсутствию единого органа, управляющего процессами создания и внедрения новых ИТ. В процессе переходного периода практически отсутствовало законодательство, регулирующее эти процессы. Таким образом, внедрение новых ИТ до настоящего времени практически не регулируется и относится к исключительной компетенции руководства организаций.
Второй фактор, влияющий на развитие ИТ в России – фактор формирования рынка ИТ. Руководство энергетических организаций решало вопросы о внедрении современных ИТ, исходя из следующих факторов:
1) наличие у предприятия свободных средств, которыми можно пожертвовать ради внедрения ИТ
2) компетенция руководства, а также специалистов, занятых внедрением и эксплуатацией ИС
3) состояние рынка компьютерных технологий и сервиса этих технологий.
В результате влияния этих факторов сложилось следующая ситуация: практически отсутствуют организации, имеющие целостную ИСУ. Высокоавтоматизированны процессы производства, транспортировка энергоресурсов, подсистемы бухучета, подсистемы кадров.
Поскольку ИС в энергетических организациях развивались от случая к случаю, возникла ситуация, когда в одной и той же организации функционировала разнотипная техника, порой, несовместимая между собой, разнотипное ПО. Из-за недостатка средств свернут или заморожен ряд задач, которые не имеют первостепенного значения для функционирования фирмы.
Особенности использования ИТ в энергетических организациях
1. Большие объемы информации
2. Наличие большого числа рабочих мест, на которых информационное обеспечение должно осуществляться в режиме реального времени
3. Повышенная надежность информационных систем
4. Совместимость форматов передаваемой информации между всеми участниками технологической цепочки
Компьютеризация процессов управления предполагает передачу определенных функций или работ от человека к электронно-вычислительной системе. Не подлежат компьютеризации следующие функции управления:
1) функции, которые требуют обязательного присутствия человеческого фактора (процесс принятия управленческого решения)
2) задачи, алгоритм решения которых не найден или слишком тяжел – эти типы задач называются не формализуемыми
3) задачи, которые проще выполнить человеку
Все остальные задачи подлежат компьютеризации. В первую очередь компьютеризации подлежат наиболее трудоемкие и часто повторяющиеся работы. При компьютеризации систем управления происходит обследование подсистем управления, намечаются объекты первоочередной автоматизации, остальные задачи выстраиваются в очередь. При этом, как правило, автоматизируются не отдельные задачи, а комплекс взаимосвязанных задач.
Коммуникации и технические средства коммуникаций
Реальное, общедоступное взаимодействие называется телекоммуникацией. Для упорядочивания процессов передачи информации было принято решение о создании единых международных стандартов по передаче информации. Такая работа проводилась в рамках международной организации по стандартизации – ISO.
Табл. «Форма связи и виды телекоммуникаций»
Форма связи |
Однонаправленная связь |
Двунаправленная связь |
Служба |
Речевая |
Радио, ТВ, справочная служба |
Телефон |
Радиостанция, телестанция, АТС |
Графическая |
ТВ |
Видеотелефон, факс |
Телестанция, телефакс |
Текстовая |
Видеотекст, телетекст, телеграф, e-mail, пейджер |
SMS, телекопирование, BTX |
e-mail, BTX, телефакс |
Передача данных |
Сбор информации, телеуправление, BTX, компьютерный диалог |
Телефонная и радиосеть, BTX |
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.