Расчет эксплуатационных расходов и себестоимости перевозок грузов

Страницы работы

Содержание работы

Вопрос теоретического курса №18

Определение текущих расходов железных дорог на перевозку грузов по видам отправок и на перевозку грузов в контейнерах.

Ответ.

Эксплуатационные расходы и себестоимость перевозок


Себестоимость перевозки грузов исчисляется в руб. за 10 тарифных ткм (для отделений дорог 10 эксплуатационных приведенных ткм):

где ∑Э — сумма эксплуатационных расходов, руб.;

 ∑репр — приведенные тонно-километры.

Для возобновления основных средств за время их эксплуатации создается амортизационный фонд. Этот фонд образуется из отчис­лений на капитальный ремонт и замену выбывающих основных фондов.

Эксплуатационные расходы дорог делятся на основные и на­кладные. К основным относятся расходы, непосредственно связанные с процессом перевозок: затраты на прием и отправле­ние поездов, маневровую работу, сопровождение поездов кондук­торскими и локомотивными бригадами, содержание земляного полотна, верхнего строения пути, стоимость топлива и электроэнер­гии для локомотивов, смазки и освещения локомотивов и т. д.;

 к  накладным — расходы, связанные с обслуживанием производ­ственного  процесса  и  его  организацией,   управлением  предприятиями. В среднем по сети не зависящие от движения расходы со­ставляют около 40%   общей величины.

Себестоимость перевозки отдельных родов грузов зависит от степени использования грузоподъемности и тары отдельных типов вагонов, величины их порожнего пробега, дальности перевозок грузов, специального оборудования и организации обслуживания перевозок.

Груз

Себестои­мость пере­возки 1 0 ткм

средняя дальность пробега, км

Каменный уголь

219

672

кокс

195

705

чугун

165

1395

прокат и рельсы

186

1229

руда всякая

184

587

зерно

176

1179

мука

198

689

лесные грузы

192

1677

нефть сырая

231

1582

бензин и ГСМ

263

1331

строительные

238

403

цемент

211

565

 с/х машины

357

1782

автомобили

550

2032

минеральные удобрения

194

1048

метизы

258

1412

черные металлы

209

630

флюсы

276

300

Таблица 1 Среднесетевая себестоимость и дальность перевозок важнейших грузов в 1998   г.


Таблица 2. Удельный вес элементов затрат в общих эксплуатационных расходах

Группа расходов

%

Зарплата и отчисления на соц. нужды

41.8

Топливо

8.6

Электроэнергия

7.0

Деповской ремонт п/с

3.4

материалы

7.9

Амортизационные отчисления

28.5

прочие расходы

6.2

Таблица 3 Удельный вес хозяйств транспорта в общих эксплуатационных расходах, %

хозяйство

%

Движения

7.5

Грузовое

2.8

Пассажирское

1.3

Локомотивное

36.9

Вагонное

18.2

Пути и сооружений

22.8

СЦБ и связи

3.8

Прочие

6.7

Таблица 4 Зависимость себестоимости перевозок от качества использования подвижного состава

Показатель использования п/с

Коэффициент изменения себестоимости; с

Снижение себестоимости ∆С

Увеличение нагрузки на ось гружёного вагона на 1%

0.34

Увеличение веса поезда

0.25

Повышение участковой скорости на 1%

0.1

Сокращение отношения порожнего пробега к гружёному на 1%

0.23

Уменьшение отношения одиночного пробега локомотива на 1%

0.145

Примечание:

с - себестоимость приведенных тонно-километров, руб.;

рф. рп—динамическая нагрузка вагона — фактическая и плановая;

vф. vп   Участковая скорость движения;

Qn —вес груженого поезда, т;

vп—процент одиночного пробега локомотива;

ац—процент порожнего пробег к груженому;

Калькуляция   себестоимости продукции грузовых, и сортировочных, участковых и пассажирских станций отличается от дорожной ной калькуляции измерителями и методами расчёта. Работу станций выражают условно через следующие показатели:

отправленный  вагон — транзит с/п и без переработки, местный;

тонна   погруженного  груза;

тонна выгруженного груза;

вагон рассортированного груза

При определении себестоимости (расчётных ставок) плановые эксплуатационные расходы распределяют по видам работ. Расходы предусмотренные номенклатурой по разделу движения , относятся соответственно на измерители технической работы, а по разделу  грузового хозяйства — на измерители грузовой работы станции. Счета за работу маневровых локомотивов распределяют на  техническую и грузовую работу станции пропорционально  локомотиво-часов.   Все  расходы по хозяйству движения распределяются    пропорционально вагоно-часам, затрачиваемым на обработку транзитных вагонов с переработкой, транзитных без переработок и местных. Делением итоговых сумм эксплуатационных расходов на  величины соответствующих измерителей (объём работы по плану) определяют себестоимость (расчетную ставку) каждого из них.

 Действующая на железнодорожном транспорте система грузовых тарифов  построена на двухставочной основе, а именно плата за перевозку всех грузов всеми видами отправок состоит из двух частей — плат за начально-конечную  и движенческую операции. Это более точно отражает затраты на станциях по грузки, выгрузки и на передвижение грузов с примерно равной рентабельностью при перевозках на различные расстояния. Такие тарифы выполняют роль измерителя транспортных затрат и одновременно служат эффективным инструментом  технико-экономических расчетов. Важный принцип построения тарифов — одинаковая рентабельность перевозки грузов одного производственного комплекса по отношению к ее себестоимости.

Тарифы на перевозку грузов в контейнерах и мелкими отправ­ками базируются на ее себестоимости.

Таблица 5. Калькуляция расчётных ставок на измерители технической работы станции (цифры условные).

Измеритель

Объём работы усл/ваг

кол-во вагоночасов на общий объём работы

Эксплуатационные расходы

план

общепро-изводственные

итого

расчётная ставка

основные

основные распреде-ляемые

всего

в т.ч  з.п

один отправленный

тр. с/п

730260

1095,4

160,4

146,7

38,1

83,4

281,9

0,39

один отправленный

тр. без/п

76100

60,9

8,9

8,2

2,1

-

11,0

0,14

один отправленный

местный

12640

25,2

3,7

3,3

0,9

1,9

6,5

0,51

Итого

819000

1181,5

173,0

158,2

41,1

85,3

299,4

-

Похожие материалы

Информация о работе