Вопрос теоретического курса №18
Определение текущих расходов железных дорог на перевозку грузов по видам отправок и на перевозку грузов в контейнерах.
Ответ.
Эксплуатационные расходы и себестоимость перевозок
Себестоимость перевозки грузов исчисляется в руб. за 10 тарифных ткм (для отделений дорог 10 эксплуатационных приведенных ткм):
где ∑Э — сумма эксплуатационных расходов, руб.;
∑репр — приведенные тонно-километры.
Для возобновления основных средств за время их эксплуатации создается амортизационный фонд. Этот фонд образуется из отчислений на капитальный ремонт и замену выбывающих основных фондов.
Эксплуатационные расходы дорог делятся на основные и накладные. К основным относятся расходы, непосредственно связанные с процессом перевозок: затраты на прием и отправление поездов, маневровую работу, сопровождение поездов кондукторскими и локомотивными бригадами, содержание земляного полотна, верхнего строения пути, стоимость топлива и электроэнергии для локомотивов, смазки и освещения локомотивов и т. д.;
к накладным — расходы, связанные с обслуживанием производственного процесса и его организацией, управлением предприятиями. В среднем по сети не зависящие от движения расходы составляют около 40% общей величины.
Себестоимость перевозки отдельных родов грузов зависит от степени использования грузоподъемности и тары отдельных типов вагонов, величины их порожнего пробега, дальности перевозок грузов, специального оборудования и организации обслуживания перевозок.
Груз |
Себестоимость перевозки 1 0 ткм |
средняя дальность пробега, км |
Каменный уголь |
219 |
672 |
кокс |
195 |
705 |
чугун |
165 |
1395 |
прокат и рельсы |
186 |
1229 |
руда всякая |
184 |
587 |
зерно |
176 |
1179 |
мука |
198 |
689 |
лесные грузы |
192 |
1677 |
нефть сырая |
231 |
1582 |
бензин и ГСМ |
263 |
1331 |
строительные |
238 |
403 |
цемент |
211 |
565 |
с/х машины |
357 |
1782 |
автомобили |
550 |
2032 |
минеральные удобрения |
194 |
1048 |
метизы |
258 |
1412 |
черные металлы |
209 |
630 |
флюсы |
276 |
300 |
Таблица 1 Среднесетевая себестоимость и дальность перевозок важнейших грузов в 1998 г.
Таблица 2. Удельный вес элементов затрат в общих эксплуатационных расходах
Группа расходов |
% |
Зарплата и отчисления на соц. нужды |
41.8 |
Топливо |
8.6 |
Электроэнергия |
7.0 |
Деповской ремонт п/с |
3.4 |
материалы |
7.9 |
Амортизационные отчисления |
28.5 |
прочие расходы |
6.2 |
Таблица 3 Удельный вес хозяйств транспорта в общих эксплуатационных расходах, %
хозяйство |
% |
Движения |
7.5 |
Грузовое |
2.8 |
Пассажирское |
1.3 |
Локомотивное |
36.9 |
Вагонное |
18.2 |
Пути и сооружений |
22.8 |
СЦБ и связи |
3.8 |
Прочие |
6.7 |
Таблица 4 Зависимость себестоимости перевозок от качества использования подвижного состава
Показатель использования п/с |
Коэффициент изменения себестоимости; с |
Снижение себестоимости ∆С |
Увеличение нагрузки на ось гружёного вагона на 1% |
0.34 |
|
Увеличение веса поезда |
0.25 |
|
Повышение участковой скорости на 1% |
0.1 |
|
Сокращение отношения порожнего пробега к гружёному на 1% |
0.23 |
|
Уменьшение отношения одиночного пробега локомотива на 1% |
0.145 |
Примечание:
с - себестоимость приведенных тонно-километров, руб.;
рф. рп—динамическая нагрузка вагона — фактическая и плановая;
vф. vп Участковая скорость движения;
Qn —вес груженого поезда, т;
vп—процент одиночного пробега локомотива;
ац—процент порожнего пробег к груженому;
Калькуляция себестоимости продукции грузовых, и сортировочных, участковых и пассажирских станций отличается от дорожной ной калькуляции измерителями и методами расчёта. Работу станций выражают условно через следующие показатели:
отправленный вагон — транзит с/п и без переработки, местный;
тонна погруженного груза;
тонна выгруженного груза;
вагон рассортированного груза
При определении себестоимости (расчётных ставок) плановые эксплуатационные расходы распределяют по видам работ. Расходы предусмотренные номенклатурой по разделу движения , относятся соответственно на измерители технической работы, а по разделу грузового хозяйства — на измерители грузовой работы станции. Счета за работу маневровых локомотивов распределяют на техническую и грузовую работу станции пропорционально локомотиво-часов. Все расходы по хозяйству движения распределяются пропорционально вагоно-часам, затрачиваемым на обработку транзитных вагонов с переработкой, транзитных без переработок и местных. Делением итоговых сумм эксплуатационных расходов на величины соответствующих измерителей (объём работы по плану) определяют себестоимость (расчетную ставку) каждого из них.
Действующая на железнодорожном транспорте система грузовых тарифов построена на двухставочной основе, а именно плата за перевозку всех грузов всеми видами отправок состоит из двух частей — плат за начально-конечную и движенческую операции. Это более точно отражает затраты на станциях по грузки, выгрузки и на передвижение грузов с примерно равной рентабельностью при перевозках на различные расстояния. Такие тарифы выполняют роль измерителя транспортных затрат и одновременно служат эффективным инструментом технико-экономических расчетов. Важный принцип построения тарифов — одинаковая рентабельность перевозки грузов одного производственного комплекса по отношению к ее себестоимости.
Тарифы на перевозку грузов в контейнерах и мелкими отправками базируются на ее себестоимости.
Таблица 5. Калькуляция расчётных ставок на измерители технической работы станции (цифры условные).
Измеритель |
Объём работы усл/ваг |
кол-во вагоночасов на общий объём работы |
Эксплуатационные расходы |
|||||
план |
общепро-изводственные |
итого |
расчётная ставка |
|||||
основные |
основные распреде-ляемые |
|||||||
всего |
в т.ч з.п |
|||||||
один отправленный тр. с/п |
730260 |
1095,4 |
160,4 |
146,7 |
38,1 |
83,4 |
281,9 |
0,39 |
один отправленный тр. без/п |
76100 |
60,9 |
8,9 |
8,2 |
2,1 |
- |
11,0 |
0,14 |
один отправленный местный |
12640 |
25,2 |
3,7 |
3,3 |
0,9 |
1,9 |
6,5 |
0,51 |
Итого |
819000 |
1181,5 |
173,0 |
158,2 |
41,1 |
85,3 |
299,4 |
- |
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.