Место и роль промышленного транспорта в единой транспортной системе, страница 3

Пока условия для полноценной конкуренции еще не созданы ни в перевозочной деятельности на транспорте общего пользования, где ОАО «РЖД» является единственным перевозчиком, ни в выполнении начально-конечных операций на путях необщего пользования, которые преимущественно осуществляют ППЖТ. В нашей деятельности можно отметить лишь отдельные элементы конкуренции.

В соответствии с абз. 7 п. 1 ст. 4 Закона «О железнодорожном транспорте в РФ» «государственное регулирование в области транспорта общего пользования осуществляется в целях: ... беспрепятственного доступа пользователей услугами железнодорожного транспорта, перевозчиков, владельцев инфраструктур к услугам, оказываемым владельцами путей необщего пользования». Вместе с тем статьей 55 гл. IV «Железнодорожные пути необщего пользования» Устава определено, что «отношения между перевозчиком и владельцем пути необщего пользования, не принадлежащего владельцу инфраструктуры, по поводу эксплуатации такого пути регулируются договором на эксплуатацию пути необщего пользования. При отсутствии у владельца железнодорожного пути необщего пользования локомотива подача и уборка вагонов, маневровая работа на таком пути осуществляются локомотивом, принадлежащим перевозчику».

Таким образом, Уставом определено, что при наличии собственных локомо-тивов ППЖТ как владельцы путей необщего пользования имеют несомненный приоритет в обслуживании клиентов по подаче, уборке вагонов на собственных подъездных путях. Иными словами, транспорт общего и транспорт необщего пользования занимают свои ниши на рынке транспортных услуг, и деятельность ППЖТ в части оказания услуг для контрагентов на собственных подъездных путях не является конкурентной по отношению к транспорту общего пользования.

Экономическая природа ППЖТ такова, что, с одной стороны, в полной мере должны быть удовлетворены требования и учтены условия технологических процессов обслуживаемых предприятий, с другой - обеспечено соответствие уровню развития и техническому оснащению транспорта общего пользования, с которым ППЖТ находятся в постоянном технологическом взаимодействии. Эти особенности должны учитываться как в ФЦП «Модернизация транспортного комплекса» в части железнодорожного транспорта, так и при формировании   тарифов   (цен)   на предоставляемые ими работы и услуги.

В настоящее время регулирование тарифов и надбавок на транспортные услуги, оказываемые на подъездных путях организациями промышленного железнодорожного транспорта, осуществляется органами исполнительной власти субъектов РФ в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 07.03.95 г. №239.

При расчетах тарифов ППЖТ применяются «Методические рекомендации по формированию тарифов и сборов на работы и услуги, выполняемые промышленным железнодорожным транспортом», разработанные и утвержденные Минтрансом России 20.12.2001 г. № АН-104-р по согласованию с Минэкономразвития России.

Данные рекомендации позволяют определить экономически обоснованные тарифы и содержат необходимую основу для расчетов тарифов, учитывая главные составляющие: издержки предприятия и необходимую прибыль. Формирование экономически обоснованных ставок должно способствовать улучшению качества предоставляемых услуг за счет обновления парка подвижного состава, транспортных средств и внедрения современных технологий.

А как у них.

В Германии начиная с 1945 года сеть государственных железных дорог оказалась разделенной. В Восточной Германии магистрали сохранили прежнее обозначение DR, а в Западной - стали именоваться Германские федеральные дороги (DB).

Судьба частных и промышленных железных дорог в ФРГ и ГДР сложилась по-разному. Так, в Федеративной Республике они сохранились в руках частных владельцев, хотя в роли таковых могли быть не обязательно частные транспортные акционерные общества или банки, а, например, местные власти или промышленные компании. В ГДР частные и промышленные дороги были национализированы. Значительная их часть вошла в состав сети DR. Некоторые линии, представлявшие собой подъездные пути к крупным предприятиям, и особенно технологический транспорт, стали собственностью конкретных государственных заводов и фабрик, известных в ГДР под названием «народных предприятий».