Лабораторная работа №1. Программирование линейных алгоритмов.

Страницы работы

Содержание работы

Лабораторная работа № 1.
Структура программы на языке ФОРТРАН. Программирование линейных алгоритмов.

Цель работы – изучить структуру программы, научиться выполнять программу в среде DeveloperStudio(DS), освоить арифметические операции языка Фортран, получить навыки составления арифметических  выражений и использования операторов присваивания и ввода/вывода.

Постановка задачи

Набрать  в среде DS текст программы для  нахождения среднего арифметического и среднего геометрического значения двух заданных чисел  (текст программы приведен ниже) и выполнить ее несколько раз с различными исходными данными. Затем составить и выполнить программу согласно индивидуальному варианту.

Последовательность действий для выполнения программы в среде DS.

Экран MDS содержит три окна:

InfoView с графической структурой проекта Workspase(слева);
Окно, в котором будет размещен текст программы(справа);
Системное окно в котором будут выведены сообщения об ошибках или об их отсутствии(внизу).

1.  ПускПрограммы - Compaq Visual Fortran - Developer Studio.
File – New –
выбрать закладку Projects – Fortran Concole Application-
вполе Projects name задать имяпроекта,
 в поле Location выбирать папку, где будет создана папка с новым проектом, нажимаем ОК
выбирать An empty project(Пустой проект)
нажать Finish и OK.Теперь будет создана папка, имя которой совпадаетсименемпроекта.

2.  Затем выберите File – New – Fortran Free Format Source File(Свободный формат записи текста программы) – в поле File name указываем имяфайла и нажимаем – ОК.

Откроется окно текстового редактора среды DS, в котором можно набирать исходный текст программы на языке Фортран. Наберите в нем следующий текст программы. В процессе набора ключевые слова Фортрана и имена встроенных функций отображаются, синим цветом, а комментарии - зеленым. Начальный отступ предыдущей строки остается без изменений, что облегчает набор структурированных программ в свободном формате. Переход к следующему уровню вложенности осуществляется нажатием клавиши Tab, возврат на предыдущий уровень нажатием клавиши .

Program First

          real A,b,sa,sg

print *,‘Введите   два числа:’

Read *,(a,b

Sa = (a+b)/2

Sg:= sqrt(a*b)

Print *, sa

Print *, sg

End

3.  Далее следует сохранить в файле на диске набранный текст программы. Для этого используется пункт менюFileSave  – имя программы.

4.  Странслируйте программу и запустите ее на выполнение.BuildCompile. Сообщения об обнаруженных ошибках можно видеть в нижнем окне на закладке Build.

5.   Если текст программы содержит синтаксические ошибки, то их необходимо исправить. После исправления ошибки надо вновь сохранить программу (File/Save) и запустить ее на трансляцию. Когда все ошибки в программе будут исправлены, можно переходить к следующему этапу – компоновке: Для получения исполняемого кода программы:BuildBuild.

6.  Запуск программы на выполнение:BuildExecute

7.  Далее появится окно, в котором следует ввести исходные данные: 2 числа. Можно вводить или в одной строке через пробел, или каждое с новой строки. После ввода исходных данных должна быть нажата клавиша Enter.

8.  В результате в этом окне будет помещен результат выполнения программы.

9.  Выполните программу несколько раз с разными исходными данными. Убедитесь в правильности ее работы.

10.Внесите изменения в программу, например, добавьте пояснения в оператор вывода:

Print *,‘Ср. арифметическое=’, sa

Print *,‘Ср. геометрическое=’, sg

Сохраните измененный вариант программы (File/Save) и выполните ее заново.(BuildBuild, BuildExecute).

11.Выйдите из среды DS с помощью пункта меню File/ Exit.]

Компиляцию, сборку и запуск программы можно также выполнить, используя соответствующие кнопки на панели инструментов или используя сочетания горячих клавиш Ctrl+F7, Ctrl +F8, Ctrl+F5 соответственно.

Варианты заданий.

Вариант 1   

Вариант 2   

Вариант 3   

 

Вариант 4   

Вариант 5   

        

Вариант 6   

         

Вариант 7   

 

Вариант 8   

Вариант 9   

Вариант 10   

Вариант 11   

Вариант 12   

Вариант 13   

Вариант 14   

Z=

Вариант 15   

Вариант 16   

  

Вариант 17   

Вариант 18   

Вариант 19   

G=  

   

Вариант 20   

Вариант 21   

Вариант 22   

Вариант 23   

Z=

Вариант 24   

Контрольные вопросы

1.  Какова структура программы на языке Фортран?

2.  Чем могут разделяться операторы в программе на Фортран?

3.  В каком порядке операторы должны следовать в программе?

4.  Каковы правила составления идентификаторов?

5.  Как разделяются в Фортране типы данных?

6.  Что определяет тип данного?

7.  Стандартные типы данных.

8.  Что такое константа, виды констант?

9.  Как записываются константы в программе?

10.Каковы способы записи вещественных чисел в программе?

11.Что такое переменная?

12.Механизмы определения типа?

13.Способы задания начальных значений.

14.Как работает оператор присваивания?

15.Что такое выражение? Виды выражений. Что может быть операндом в выражении? Как определить тип результата в выражении, содержащем операнды различных типов?

16.Какие операции относятся к арифметическим? Укажите их приоритет.

17.Для чего используются круглые скобки в выражениях?

18.Какие операции отношения вы знаете? Какой тип имеет их результат?

19.Перечислите логические операции и укажите приоритет их выполнения.

20.Укажите приоритет выполнения операций в выражении.

21.Как определить тип результата в выражении, содержащем операнды различных типов?

22.Что будет, если пропустить знак умножения при записи оператора с=a*b?

23.Для какой цели могут используется восклицательный знак в программе на Фортране?

24.Где и как в программе можно записать комментарий?

25.Каково назначение оператора read?

26.Какие элементы может содержать список ввода? Какого типа они могут быть?

27.Каково назначение printи write? В чем их отличие?

28.Какие элементы может содержать список вывода?

Похожие материалы

Информация о работе