Для определения остаточного ресурса необходимо располагать номинальными Sн и предельными Sп значениями параметра состояния объекта, аналитической зависимостью S(m) изменения параметра состояния объекта S от наработки т, показателем степени функции, аппроксимирующей изменение параметра состояния - α, а также измеренным при наработке т3 значением параметра S(m3).
Изменение параметра S(m) рекомендуется выражать аппроксимирующей функцией, уменьшенной на приработку ΔS;
где vc — постоянный для конкретного агрегата, но различный для одноименных элементов показатель скорости изменения параметра; α — показатель, характеризующий форму кривой S(m); при α > 1 кривая выпуклая (возрастающая скорость), при α < 1 — вогнутая (убывающая скорость изменения); z — функция случайного процесса отклонения фактического изменения параметра от его математического ожидания.
Показатели vc ,α, z определяют на основании предшествующей информации. об изменениях параметров состояния для одного вида элемента машины. Для некоторых сопряжении, механизмов и агрегатов рекомендуются следующие средние значения показателя α :
Количество газов, прорывающихся в картер ........................... 1,3
Утопание клапанов ............................................. 1,6
Зазоры в кривошипно-шатунноммеханизме........................... 1,4
Износ кулачков распределительного вала ............................. 1,1
Радиальный зазор в подшипниках качения и скольжения ................. 1,5
Износ шлицев валов ............................................ 1,0
Износ зубьев шестерен по толщине .................................. 1,5
Износ валиков, пальцев, осей...................................... 1,4
При техническом диагностировании определяют фактическое значение параметра состояния S в момент контроля. Это значение сравнивают с допустимым Sд. Если S > Sд, то проводится ремонтная операция; если же S < Sд, то элемент оставляют до следующего контроля.
Остаточный ресурс элемента тост определяют на основе замеров параметра состояния S, предельного значения параметра Sд , и характера функции изменения параметра S(m).
Если функция S(m) является прямолинейной (кривая 2 на рис. 5.4), а ресурс элемента машины не расходовался (т. е. наработка от начала эксплуатации до первого замера равна х), то остаточный ресурс тост можно определить только после двух замеров параметра в момент х и затем через т' единиц наработки. На основе подобия треугольников A'b'd' и b'CE' находим значение остаточного ресурса из выражения
После преобразования
где S3 и S’3 — значения параметра состояния S при первом и втором замерах.
Если в формуле (5.3) полагать, что S'3 = Sн, то тост можно определить и в том случае, когда х = 0.
В действительности функция S(m) имеет непрямолинейный вид (кривая 1 на рис. 5.4) и описывается формулой (5.2). В этом случае остаточный ресурс тост определяют исходя из следующих соотношений.
Для предельного значения параметра состояния S формула (5.2) приобретает вид:
Рис. 5.4. График изменения параметров S состояния объекта
Из формулы (5.2) следует, что
Подставив в формулу (5.4) вместо vc это отношение и решив выражение (5.4) относительно тост, получим:
где т' — наработка между замерами; S’п — предельный ресурс параметра, равный Sп – Sн , S — изменение параметра к моменту замера, равное S3— Sн.
Расчет остаточного ресурса тост с помощью формулы (5.5) можно иллюстрировать следующим примером.
Пример. Контрольная проверка (замер) расхода газов, прорывающихся в картер двигателя автомобиля после пробега т' = 50 тыс. км, показала, что S3= 68 л/мин. Предельный и номинальный расходы составляют Sп = 90 л/мин и Sн = 28 л/мин. Для поршневой группы двигателя α= 1,3. Требуется определить остаточный ресурс поршневой группы.
К моменту контроля изменение параметра, л/мин,
Остаточный ресурс двигателя, тыс. км, по рассматриваемым деталям
Таким образом, поршневая группа двигателя автомобиля может отработать безотказно еще 20,0 тыс.км.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.