Для определения остаточного ресурса необходимо располагать номинальными Sн и предельными Sп значениями параметра состояния объекта, аналитической зависимостью S(m) изменения параметра состояния объекта S от наработки т, показателем степени функции, аппроксимирующей изменение параметра состояния - α, а также измеренным при наработке т3 значением параметра S(m3).
Изменение параметра S(m) рекомендуется выражать аппроксимирующей функцией, уменьшенной на приработку ΔS;
где vc — постоянный для конкретного агрегата, но различный для одноименных элементов показатель скорости изменения параметра; α — показатель, характеризующий форму кривой S(m); при α > 1 кривая выпуклая (возрастающая скорость), при α < 1 — вогнутая (убывающая скорость изменения); z — функция случайного процесса отклонения фактического изменения параметра от его математического ожидания.
Показатели vc ,α, z определяют на основании предшествующей информации. об изменениях параметров состояния для одного вида элемента машины. Для некоторых сопряжении, механизмов и агрегатов рекомендуются следующие средние значения показателя α :
Количество газов, прорывающихся в картер ........................... 1,3
Утопание клапанов ............................................. 1,6
Зазоры в кривошипно-шатунноммеханизме........................... 1,4
Износ кулачков распределительного вала ............................. 1,1
Радиальный зазор в подшипниках качения и скольжения ................. 1,5
Износ шлицев валов ............................................ 1,0
Износ зубьев шестерен по толщине .................................. 1,5
Износ валиков, пальцев, осей...................................... 1,4
При техническом диагностировании определяют фактическое значение параметра состояния S в момент контроля. Это значение сравнивают с допустимым Sд. Если S > Sд, то проводится ремонтная операция; если же S < Sд, то элемент оставляют до следующего контроля.
Остаточный ресурс элемента тост определяют на основе замеров параметра состояния S, предельного значения параметра Sд , и характера функции изменения параметра S(m).
Если функция S(m) является прямолинейной (кривая 2 на рис. 5.4), а ресурс элемента машины не расходовался (т. е. наработка от начала эксплуатации до первого замера равна х), то остаточный ресурс тост можно определить только после двух замеров параметра в момент х и затем через т' единиц наработки. На основе подобия треугольников A'b'd' и b'CE' находим значение остаточного ресурса из выражения

После преобразования

где S3 и S’3 — значения параметра состояния S при первом и втором замерах.
Если в формуле (5.3) полагать, что S'3 = Sн, то тост можно определить и в том случае, когда х = 0.
В действительности функция S(m) имеет непрямолинейный вид (кривая 1 на рис. 5.4) и описывается формулой (5.2). В этом случае остаточный ресурс тост определяют исходя из следующих соотношений.
Для предельного значения параметра состояния S формула (5.2) приобретает вид:
![]()

Рис. 5.4. График изменения параметров S состояния объекта
Из формулы (5.2) следует, что
![]()
Подставив в формулу (5.4) вместо vc это отношение и решив выражение (5.4) относительно тост, получим:
![]()
где т' — наработка между замерами; S’п — предельный ресурс параметра, равный Sп – Sн , S — изменение параметра к моменту замера, равное S3— Sн.
Расчет остаточного ресурса тост с помощью формулы (5.5) можно иллюстрировать следующим примером.
Пример. Контрольная проверка (замер) расхода газов, прорывающихся в картер двигателя автомобиля после пробега т' = 50 тыс. км, показала, что S3= 68 л/мин. Предельный и номинальный расходы составляют Sп = 90 л/мин и Sн = 28 л/мин. Для поршневой группы двигателя α= 1,3. Требуется определить остаточный ресурс поршневой группы.
К моменту контроля изменение параметра, л/мин,
![]()
Остаточный ресурс двигателя, тыс. км, по рассматриваемым деталям
![]()
Таким образом, поршневая группа двигателя автомобиля может отработать безотказно еще 20,0 тыс.км.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.