Состав документов, используемых при эксплуатации машин. Периодичность технических обслуживаний машин. Показатели для управления техническим состоянием машины, страница 3

Выбор вида обслуживания и периодичности диагностических операций проводят с учетом условий эксплуатации машины, ее роли в комплекте машин, ремонтной технологичности, закона распределения наработки, экономических издержек, обусловленных неплановой остановкой машины, и т. п.

Расчет показателей, характеризующих состояние машины в буду­щем, основывается на элементах прогноза. Для определения показате­лей, характеризующих изменения параметров состояния машины во времени, проводят соответствующие испытания машин и их деталей.

Из анализа рис. 4.1 следует, что рассматриваемая машина случай­ным образом может достигнуть отказа по параметру состояния S в любой момент на интервале т1 х≤  т2 . Поэтому эффективность тех­нического обслуживания машины зависит от принятого оптимального интервала наработки х0 до очередного мероприятия.

Показатели для управления техническим состоянием машины

В настоящее время используются различные показатели для управления техническим состоянием машины. Применение того или иного из набора показателей улучшает одни технические характерис­тики машины при производстве, эксплуатации и ремонте и ухудшает другие. Поэтому возникает потребность в универсальном критерии, например, при выборе оптимального режима технического обслужива­ния и ремонта машин. В ряде случаев используют следующие экономи­ческие и временные критерии:

минимум текущих затрат (себестоимость) на единицу наработки (продукции)

 

где схi затраты (себестоимость) на единицу наработки (продукции) при данном варианте мероприятий по оптимизации периодичности технического обслуживания и ремонта машины; i=1,2, .... n — номера составляющих затрат;

минимум приведенных затрат единицы наработки (продукции) машины

где с - текущие затраты на обеспечение работоспособности в интервале между техническими обслуживаниями; Ен — нормативный коэффициент эффективности капитальных вложений; kе - единовременные капитальные вложения, отнесенные к единице наработки (продукции);

максимум рентабельности производства продукции (наработки)

где ц — цена единицы продукции (наработки) машины;

максимум коэффициента экономической эффективности

где кэ — экономический эффект от внедрения данного мероприятия по оптимизации режима и содержания ТО и ремонтов машин.

К критериям, в основе которых лежит не денежная стоимость, а время, относится ресурс надежности, выражаемый, в частности, веро­ятностью безотказной работы машины на заданном отрезке времени Fг. Указанный показатель обычно называют коэффициентом готовности, стационарное значение которого определяют по формуле

где Т — продолжительность заданного отрезка, время; tп — продолжительность простоя машины в ремонте, время.

В свою очередь

где λ — число отказов, требующих остановки машины для ремонта; tp — продол­жительность единичного ремонта машины, время.

Оптимизация периодичности технического обслуживания

Добавить из др. источников.

В заключение следует заметить, что еще и сейчас периодичность технических обслуживаний и ремонтов машин устанавливают постоян­ной. Это приводит к повышенным издержкам на ремонт и эксплуата­цию машин за счет недоиспользования ресурса элементов машины и преждевременнойих замены. Именно это обстоятельство и является стимулом к разработке и внедрению в практику технического обслу­живания и ремонта машин по состоянию с использованием методов и средств технического диагностирования.

Для эффективной реализации системы технического обслуживания и ремонта машин по состоянию важно правильно выбрать не только оптимальное значение упреждающего допуска, но и периодичность дискретного диагностирования.

5.4. Определение остаточного ресурса

Опыт ремонта машин свидетельствует о том, что до 30 % агрегатов машин, направляемых на заводы для капитального ремонта, оказы­ваются ненуждающимися в капитальном ремонте. Вот почему важно правильно определить остаточный ресурс.