Выбор вида обслуживания и периодичности диагностических операций проводят с учетом условий эксплуатации машины, ее роли в комплекте машин, ремонтной технологичности, закона распределения наработки, экономических издержек, обусловленных неплановой остановкой машины, и т. п.
Расчет показателей, характеризующих состояние машины в будущем, основывается на элементах прогноза. Для определения показателей, характеризующих изменения параметров состояния машины во времени, проводят соответствующие испытания машин и их деталей.
Из анализа рис. 4.1 следует, что рассматриваемая машина случайным образом может достигнуть отказа по параметру состояния S в любой момент на интервале т1≤ х≤ т2 . Поэтому эффективность технического обслуживания машины зависит от принятого оптимального интервала наработки х0 до очередного мероприятия.
В настоящее время используются различные показатели для управления техническим состоянием машины. Применение того или иного из набора показателей улучшает одни технические характеристики машины при производстве, эксплуатации и ремонте и ухудшает другие. Поэтому возникает потребность в универсальном критерии, например, при выборе оптимального режима технического обслуживания и ремонта машин. В ряде случаев используют следующие экономические и временные критерии:
минимум текущих затрат (себестоимость) на единицу наработки (продукции)
где схi — затраты (себестоимость) на единицу наработки (продукции) при данном варианте мероприятий по оптимизации периодичности технического обслуживания и ремонта машины; i=1,2, .... n — номера составляющих затрат;
минимум приведенных затрат единицы наработки (продукции) машины
где с - текущие затраты на обеспечение работоспособности в интервале между техническими обслуживаниями; Ен — нормативный коэффициент эффективности капитальных вложений; kе - единовременные капитальные вложения, отнесенные к единице наработки (продукции);
максимум рентабельности производства продукции (наработки)
где ц — цена единицы продукции (наработки) машины;
максимум коэффициента экономической эффективности
где кэ — экономический эффект от внедрения данного мероприятия по оптимизации режима и содержания ТО и ремонтов машин.
К критериям, в основе которых лежит не денежная стоимость, а время, относится ресурс надежности, выражаемый, в частности, вероятностью безотказной работы машины на заданном отрезке времени Fг. Указанный показатель обычно называют коэффициентом готовности, стационарное значение которого определяют по формуле
где Т — продолжительность заданного отрезка, время; tп — продолжительность простоя машины в ремонте, время.
где λ — число отказов, требующих остановки машины для ремонта; tp — продолжительность единичного ремонта машины, время.
Добавить из др. источников.
В заключение следует заметить, что еще и сейчас периодичность технических обслуживаний и ремонтов машин устанавливают постоянной. Это приводит к повышенным издержкам на ремонт и эксплуатацию машин за счет недоиспользования ресурса элементов машины и преждевременнойих замены. Именно это обстоятельство и является стимулом к разработке и внедрению в практику технического обслуживания и ремонта машин по состоянию с использованием методов и средств технического диагностирования.
Для эффективной реализации системы технического обслуживания и ремонта машин по состоянию важно правильно выбрать не только оптимальное значение упреждающего допуска, но и периодичность дискретного диагностирования.
Опыт ремонта машин свидетельствует о том, что до 30 % агрегатов машин, направляемых на заводы для капитального ремонта, оказываются ненуждающимися в капитальном ремонте. Вот почему важно правильно определить остаточный ресурс.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.