Рис. 1.1 – Функциональная схема электропривода постоянного тока.
После приведения структурной схемы к простейшей считать, что общая нелинейность данной системы является нелинейностью с люфтом и зоной насыщения, график которой изображен на рис. 1.2.
Исходные данные:
Рис. 1.2 – График нелинейности.
2. МАТАМАТИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СЛЕДЯЩЕГО ЭЛЕКТРОПРИВОДА ПОСТОЯННОГО ТОКА
Будем считать, что все элементы электропривода линейные, кроме редуктора, который имеет люфт и зону насыщения. Запишем уравнения линейных элементов электропривода:
· измерительный прибор
· фазочувствительнный усилитель UB
;
· усилитель напряжения А
· тиристорнный преобразователь UM
В этих уравнениях - коэффициенты передачи фазочувствительнного выпрямителя, усилителя и тиристорного преобразователя; - их выходные напряжения.
Двигатель постоянного тока с независимым возбуждением описывается системой уравнений:
(2.1)
где - индуктивное и активное сопротивление якорной цепи; - ток якоря, ЭДС и скорость двигателя; - коэффициент пропорциональности между ЭДС и скоростью двигателя, а также между моментом и током якоря при неизменном потоке возбуждения; - момент статической нагрузки, приведенный к валу двигателя; - суммарный момент инерции электропривода, приведенный к валу двигателя.
Первое уравнение системы (2.1) записано за вторым законом Кирхгофа для цепи якоря, а второе уравнение этой системы – закон равновесия моментов на валу двигателя.
Первое уравнение системы (2.1), учитывая третье уравнение, запишем в таком виде:
(2.2)
а второе уравнение с учетом четвертого – у виде:
(2.3)
где .
Введем электромагнитную и электромеханическую постоянную времени и используем оператор , и запишем уравнения (2.2) и (2.3) у виде:
(2.4)
(2.5)
Редуктор с люфтом и зоной насыщения описывается уравнением:
(2.6)
или
(2.7)
где - передаточное число редуктора и уравнениями неоднозначности нелинейной характеристики (2.8).
Уравнениям, что описывают элементы следящего электропривода, соответствует структурная схема, на которая изображена на рис. 2.1. Эту схему можно привести к простейшей. Порядок приведения изображено на рис. 2.2, а, б, в. В результате получим схему, которая изображена на рис. 2.3.
(2.8)
При преобразовании структурной схемы считается, что . В этом случае звено, которое описывает двигатель, заменяется одним звеном с передаточной функцией:
(2.9)
где - коэффициент передачи двигателя, и структурная схема имеет вид, который показан на рис. 2.2, а.
Определивши передаточную функцию линейной части системы:
(2.10)
получим структурную схему, приведенную на рис. 2.2, б. После перенесения сумматора через звено будем иметь структурную схему, изображенную на рис. 2.2, в, а после перенесения узла через звено - схему на рис. 2.3.
Рис. 2.1 – Исходная структурная схема.
а)
б)
в)
Рис. 2.2 – Преобразование исходной структурной схемы: а, б, в.
Рис. 2.3 – Преобразованная структурная схема.
3. ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМЫ МЕТОДОМ ФАЗОВОЙ ПЛОСКОСТИ
Передаточная функция двигателя описывается формулой 2.9. Допустим, что . Тогда передаточная функция двигателя будет иметь вид:
(3.1)
где - коэффициент передачи двигателя, - электромеханическая постоянная времени электропривода.
Редуктор, входной величиной которого есть скорость , а выходной – угол поворота , описывается передаточной функцией:
(3.2)
где - передаточное число редуктора.
Учитывая формулы 3.1 и 3.2, изобразим структурную схему электропривода (рис. 3.1).
Рис. 3.1 – Структурная схема электропривода.
Ее изображено у виде, удобном для математического описания – системой уравнений у нормальной форме Коши:
(3.3)
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.