1 Задание
Спроектировать привод тележки транспортного робота:
|
Мощность на выходном валу редуктора |
Pвых |
150 Вт |
|
Частота вращения выходного вала |
nвых |
37 об/мин |
|
Срок службы (ресурс) |
Lh |
15000ч |
Схема привода

Разработать:
1 Редуктор;
2 Рабочие чертежи деталей;
3 Общий вид привода;
4 Раму
2 Кинематический расчет привода
І) Выбор электрического двигателя:
а) Требуемая частота вращения двигателя:
![]()
б) Общий коэф. полезного действия: 
в) Требуемая мощность двигателя:

Выбираем двигатель асинхронный 4ААМ63А4У3 по ТУ 16-150.781. Номинальная мощность 0,25 кВт, номинальная частота 1370 мин-1.
ІІ) Определяем передаточные отношения.

![]()
![]()


Считаем вращательные моменты:


![]()
![]()
3 Расчет закрытой зубчатой передачи:
Выбор материалов для деталей зубчатых передач
1) выбираем марку стали для червяка и определяем ее механические характеристики.
Червяк из стали 40Х с твердостью ≤ 350НВ.
Термообработка → улучшение
Сталь 40Х, 269…302 НВ.
![]()
![]()
![]()
2) Определяем скорость скольжения

3) Соотв.
принимаем материал
червячного колеса – бронзу БрА9ЖЗЛ, полученную способом центробежного литья.
![]()
4) Для материллов венца червячного колеса определяем
допускаемые контактные
и изгибные
напряжения:
а) при твердости витков червяка ≤ 300НВ
=250 - 25
=250
- ![]()
так как червяк расположен вне масляной волны, то
уменьшаем на 15% ![]()
б) коэффициент долговечности 

Для нереверсивной передачи:
![]()
4) Расчет закрытой червячной передачи редуктора.
Проектный расчет.
1) межосевое расстояние
.
Принимаем
.
2) Выбираем число витков червяка: ![]()
3) Определяем число зубьев червячного колеса
![]()
4) Определяем модуль зацепления

принимаем ближайший стандартный модуль ![]()
5) Из условий жесткости определяем коэффициент диаметра червяка
![]()
принимаем по стандарту q=12,5
6) Принимаем коэффициент смещения инструмента Х=0
7) Определяем фактическое передаточное отношение
и его отклонение от заданного:
;
<4
8) фактическое межосевое расстояние:
![]()
Параметры, основные геометрические размеры передачи
1) Основные размеры червяка.
· делительный диаметр: ![]()
· начальный диаметр: ![]()
· диаметр вершин витков: ![]()
· диаметр впадин витков: ![]()
· делительный угол подъема линии
витков: 
· длина нарезаемой части червяка: ![]()
2) Основные размеры венца червячного колеса
· делительный диаметр ![]()
· диаметр вершин зубьев ![]()
· наибольший диаметр колеса 
· диаметр впадин зубьев ![]()
· ширина венца ![]()
· радиусы закруглений зубьев
![]()
![]()
· условный угол обхвата червяка венцом колеса
принимаем угол ![]()
Проверочный расчет
1)
определим КПД: 
![]()

2) проверка контактных напряжений зубьев колеса
К=1
при
< 3м/с


3) проверка напряжения изгиба зубьев колеса

Коэф. формы зуба
определяется в зависимости от
эквивалентного числа зубьев колеса
.

Принимаем ![]()

4) Проверочный тепловой расчет:
Определим температуру масла в редукторе

Принимаем:
Допускаемая температура масла

температура масла не превышает допускаемой.
5 Расчет ременной передачи (поликлиновые ремни)
Проектный расчет
Выбираем сечение ремня К
1) Минимально допустимый диаметр
ведущего шкива ![]()
2) примем ![]()
3) Определим диаметр ведомого шкива
![]()
примем
![]()
, где коэффициент скольжения ![]()
4) Определяем действительное передаточное число и его отклонение от заданного


5) минимальное межосевое расстояние
![]()
принимаем ![]()
6) расчетная длина ремня

действительная длина ремня ![]()
7) межцентровое расстояние
![]()
8) определим угол обхвата ремнем ведущего шкива

-
условие выполнено
9) определяем скорость ремня
Допускаемая скорость поликлинового
ремня ![]()


Условие
выполнено
10) определяем частоту пробегов ремня
Допускаемая частота пробегов ремня ![]()
; 
![]()
Условие
выполнено.
11) Определим допускаемую мощность, передаваемую одним поликлиновым ремнем с десятью клиньями
Допускаемая приведенная мощность,
передаваемая ремнем с десятью клиньями
Поправочные коэффициенты![]()
![]()
12) Определяем число клиньев поликлинного ремня
.
Принимаем z = 4.
13) Определяем силу предварительного натяжения ремня

14) Определяем окружную силу, передаваемую поликлиновым ремнем

15) Определяем силу натяжения ведущей F1 и ведомой F2 ветвей ремня


16) Определяем силу давления на вал

Проверочный расчет ременной передачи
1) проверяем прочность поликлинового ремня по максимальным напряжениям в сечении ведущей ветви
![]()
;
![]()
Напряжения растяжения 
Напряжения изгиба 
Напряжения центробежных сил ![]()
Допускаемое напряжения растяжения для
поликлиновых ремней ![]()
![]()
![]()
-
условие прочности по максимальным напряжениям удовлетворяется
6 Проектный расчет валов
1) Определение сил в зацеплении
а) окружная сила


б) радиальная сила
![]()
в) Осевая сила

2) Консольные силы в открытых передачах
а) усилие на валу поликлинно-ременной передачи

б) услилие от муфты на быстроходном валу редуктора
![]()
Размеры ступеней валов
Первая ступень под элемент муфты
.
Принимаем
.
.
Принимаем
.
Длина под полумуфту
. Принимаем
.
Длина под полумуфту
. Принимаем
.
вторая ступень – под подшипник и манжету
![]()
.
Принимаем
.
третья ступень – под колесо и шестерню
.
Принимаем
.
.
Принимаем
.
четвертая ступень – под подшипник

7 Предварительный выбор подшипников
Шариковые радиально-упорные однорядные ГОСТ 831-75.
Легкая серия.
Для быстроходного вала подшипники 204
![]()
Для тихоходного вала подшипники 206
.
8 Расчет нагружения валов редуктора
Быстроходный вал.
I) вертикальная плоскость, определение опорных реакций




Проверка: ![]()
Значения моментов относительно ОХ

![]()
.
II) Горизонтальная плоскость




Проверка ![]()
Строим эпюру изгибающих моментов

![]()
.
III) Строим эпюру крутящих моментов
.
IV) Определяем суммарные радиальные реакции
![]()
![]()
V) Определяем суммарные изгибающие моменты в наиболее нагруженых сечениях
![]()

Расчет тихоходного вала
I) Вертикальная плоскость




Проверка: ![]()
Значения моментов относительно ОХ

![]()
II) Горизонтальная плоскость




Проверка ![]()
Строим эпюру изгибающих моментов
![]()
![]()
.
III) Строим эпюру крутящих моментов
.
IV) Определяем суммарные радиальные реакции
![]()
![]()
V) Определяем суммарные изгибающие моменты в наиболее нагруженых сечениях
![]()

9 Проверка грузоподъемности подшипников
Проверим грузоподъемность выбранных подшипников, сопоставив расчетную динамическую грузоподъемность с базовой грузоподъемностью
![]()
1) Быстроходные подшипники


Эквивалентная динамическая нагрузка для быстроходного вала
; V = 1
Отношение 
Коэффициент осевого нагружения е = 0,68
Коэффициент осевой нагузки Y = 0,87.

Коэффициент безопасности Кб, принимаем Кб = 1,2
Температурный коэффициент КТ, принимаем КТ = 1
![]()

Для быстроходного вала
подшипник подходит.
Долговечнось подшипника 
2) Тихоходные подшипники


Эквивалентная нагрузка для тихоходного вала
; V = 1
Отношение 
Коэффициент осевого нагружения е = 0,68
Коэффициент осевой нагузки Y = 0,87.

Коэффициент безопасности Кб принимаем Кб = 1,2
Температурный коэффициент КТ принимаем КТ = 1
![]()

Для тихоходного вала
подшипник подходит.
Долговечнось подшипника 
10 Определение размеров деталей редуктора
Определение размеров деталей редуктора (корпуса, колес и т. д.) производится при эскизном проектировании, в пояснительной записке не отражено.
11 Проверочный расчет шпонок
Проверке подлежат две шпонки тихоходного вала – под колесом и элементом открытой передачи или полумуфты и одна шпонка на быстроходном
Условие прочности: σсм = Ft/Aсм ≤ [σсм],
где Aсм = (0,94h – t1)lp, lp = l – b, [σсм] = 110...190 МПа.
1) Проверяем шпонку тихоходного вала под червячным колесом
(dвала = 36 мм):
b =10 мм; h = 8 мм, l = 32 мм, t1 = 5 мм, Ft = 713 Н;
lp = 22 мм, Асм = 55,44 мм2,
σсм = 12,86 Н/мм2.
Прочность удовлетворительная
2) Проверяем шпонку тихоходного вала под полумуфту(dвала = 24 мм):
b =8; h =7 мм, l = 22 мм, t1 = 4 мм, Fм = 713 Н;
lp = 14 мм, Асм = 36,2 мм2,
σсм = 19,69 Н/мм2.
Прочность удовлетворительная
3) Проверяем шпонку быстроходного вала под полумуфту(dвала = 14 мм):
b = h =5 мм, l = 22 мм, t1 = 3 мм, Fм = 306,1 Н;
lp = 17 мм, Асм = 28,29 мм2,
σсм = 10,82 Н/мм2.
Прочность удовлетворительная
Таким образом, обе шпонки удовлетворяют условию прочности.
12 Проверочный расчёт валов.
Определяем коэффициенты запаса прочности в опасных сечениях вала, и проводим сравнение их с допускаемыми значенями:
S ³ [S] ; [S]=1,6...2,1.
1) Быстроходный вал – червяк.
Нормальные напряжения изменяются по симметричному циклу, при котором амплитуда напряжений (sа) равна расчётным напряжениям изгиба (sи):
sа=sи=1000 М/Wнетто,
где М – суммарный изгибающий момент в опасном сечении, Н*м; Wнетто- осевой момент сопротивления сечения вала;
Wнетто=p*d3/32; Wнетто=3,14*283/32=2154,04 мм3.
sа=sи=1000*15,36/2154,04=7,13 Н/мм2.
Касательные напряжения изменяются по нулевому циклу, при котором амплитуда цикла (tа) равна половине расчётных напряжений кручения (tк):
tа=0,5*tк=0,5*Мк*1000/ Wrнетто,
где Мк- крутящий момент, Н*м; Wrнетто-полярный момент инерции
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.