открытых передачах расчетное значение модуля увеличиваем на 30% из-за повышенного изнашивания зубьев.
![]()
Полученное значение округляем в большую сторону до стандартного. Принимаем m=5.
Определяем суммарное число зубьев шестерни и колеса:

Определяем число зубьев шестерни:

Определяем число зубьев колеса:
![]()
Определяем фактическое передаточное число uф и проверяем его отклонение Δu от заданного u:


Определяем
фактическое межосевое расстояние ![]()

Определяем основные геометрические параметры передачи, мм.
|
Параметр |
Формулы |
Шестерня |
Колесо |
|
Делительный диаметр |
|
140 |
600 |
|
Диаметр вершин зубьев |
|
150 |
610 |
|
Диаметр впадин зубьев |
|
128 |
588 |
|
Ширина венца |
|
98 |
95 |
3.4 Проверочный расчет
Проверяем межосевое
расстояние: ![]()
Проверяем пригодность
заготовок колес:
![]()
Диаметр заготовки шестерни ![]()
Размер заготовки колеса открытой
передачи принимают меньший из двух: ![]()
![]()
Проверяем контактные
напряжения
, Н/мм2:

где К=436 – вспомогательный коэффициент;
Ft=2T2٠103/d2 – окружная сила в зацеплении, Н;
=1 – коэффициент, учитывающий
распределение нагрузки между зубьями;
=1 – коэффициент неравномерности
нагрузки по длине зуба;
- коэффициент динамической нагрузки,
зависящий от окружной скорости колес и степени точности передачи. Выбирается из
табл. 4.3 [1].


где YF2=3,6 –коэффициент формы зуба колеса. Определяется по табл. 4.4 [1];
Yβ – коэффициент, учитывающий наклон зуба. Для прямозубых колес Yβ=1;
=1 – коэффициент, учитывающий
распределение нагрузки между зубьями;
=1 – коэффициент неравномерности
нагрузки по длине зуба;
- коэффициент динамической нагрузки,
зависящий от окружной скорости колес и степени точности передачи. Выбирается из
табл. 4.3 [1].

Окружная
, H:


Радиальная
, H:
,
![]()


![]() |


Для тихоходного вала: АВ=ВС=76,25 мм; СD=146,25 мм; Ft2=5572 H; Fr2=2028 H; MFa2=2855600 H٠мм; F’t1=15920 H; F’r1=5794 H.
Расчет быстроходного вала (см. рисунок 3.3):
Ось XOZ:
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
Проверка:
Рассмотрим сечение I:
![]()
![]()
![]()
Сечение II:
![]()
![]()
![]()
Сечение III:
![]()
![]()
![]()
Ось YOZ:
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
Проверка:
Рассмотрим сечение I:
![]()
![]()
![]()
Сечение II:
![]()
![]()
![]()
Определяем суммарные реакции и моменты:



Расчет тихоходного вала (см. рисунок 3.4):
Ось YOZ:
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
Проверка:
Рассмотрим сечение I:
![]()
![]()
![]()
Сечение II:
![]()
![]()
![]()
Сечение III:
![]()
![]()
![]()
Ось XOZ:
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
Проверка:
Рассмотрим сечение I:
![]()
![]()
![]()
Сечение III:
![]()
![]()
![]()
Сечение II:
![]()
![]()
![]()
Определяем суммарные реакции и моменты:



Рисунок 3.4

- частота вращения вала;
- коэффициент, характеризующий
совместное влияние на ресурс подшипника качества металла колец, тел качения и
условий эксплуатации;
– показатель степени: m=3 для шариковых подшипников; m=3,3 для роликовых подшипников.
- коэффициент безопасности;
– температурный коэффициент.
![]()

Не удовлетворяет условию, принимаем подшипник более тяжелой серии: подшипник 408.

- коэффициент безопасности;
– температурный коэффициент.
![]()
![]()


10. Проверочный расчет шпонок
Призматические шпонки проверяют на смятие.
Условие прочности:

где
- окружная сила, Н;
- площадь смятия, мм2.
При колебаниях нагрузки ![]()
Шпонку под колесо выбираем из ряда с d=85…95 мм:
![]()

Шпонку под открытую передачу выбираем из ряда с d=65…75 мм:
![]()

Шпонку под полумуфту выбираем из ряда с d=50…58 мм:
![]()

11. Проверочный расчет валов
Проверочный расчет валов на прочность выполняют на совместное действие изгиба и кручения.
Нормальные
напряжения изменяются по симметричному циклу, при котором амплитуда напряжений
равна расчетным напряжениям изгиба
:

где
– осевой момент сопротивления сечения вала, мм3.
Касательные
напряжения изменяются по отнулевому циклу, при котором амплитуда цикла
равна половине расчетных напряжений кручения
:

где
– полярный момент инерции сопротивления сечения вала,
мм3.
Определяем напряжения в опасных сечениях валов, Н/мм2.
Для быстроходного вала в точках В и С (см рисунок 3.3).
В точке В:
![]()

![]()

В точке С:




Для тихоходного вала в точках В и С (см рисунок 3.4).
В точке В:




В точке С:
![]()

![]()

Определяем коэффициенты концентрации нормальных и касательных напряжений для расчетных сечений вала:


где
и
– эффективные коэффициенты
концентрации напряжений;
– коэффициент влияния абсолютных
размеров поперечного сечения;
– коэффициент влияния шероховатости;
- коэффициент влияния поверхностного
упрочнения.
Коэффициенты выбираются из таблиц (таблицы 11.2 – 11.5 [1]).
Для быстроходного вала:
В точке В:


В точке С:


Для тихоходного вала:
В точке В:


В точке С:


Определяем пределы выносливости в сечениях вала, Н/мм2:


Для быстроходного вала:
В точке В:


В точке С:


Для тихоходного вала:
В точке В:


В точке С:


Определяем коэффициенты запаса прочности по нормальным и касательным
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.