1 Задание и условия эксплуатации
1.1 Задание
1.2 Условия эксплуатации
Ресурс машинного агрегата определяется по формуле
,
где Lh– ресурс агрегата, ч;
LГ – срок службы агрегата, годы;
tс – продолжительность смены, ч;
Lc – число смен.
Работа в одну смену, режим работы – нормальный, продолжительность смены tс = 8 ч.
.
Приняв время простоя агрегата 15% от ресурса, получим
.
Рабочий ресурс агрегата принимаем Lh = 20×103 ч.
Результаты расчетов сводим в таблицу 1.1.
Таблица 1.1 – Условия работы и ресурс агрегата
Место установки |
LГ, годы |
Lс |
tс, ч |
Простой механизма |
Lh, ч |
Режим работы |
цех |
8 |
1 |
8 |
15% |
20×103 |
Нормальный |
2 Выбор электродвигателя. Кинематический и силовой расчет привода
2.1 Определяем общий кпд привода по формуле
,
где h1 - кпд муфты;
h2 - кпд закрытой червячной передачи;
h3 - кпд открытой ремённой передачи;
h4 - кпд пары подшипников качения.
По таблице 2.2 [1, стр. 40] назначаем следующие значения КПД элементов двигателя: η1 = 0,98; η2 = 0,85; η3 = 0,97; η4 = 0,993.
.
2.2 Определяем мощность на валу рабочей машины по формуле
,
где Рм – мощность на валу рабочей машины, кВт;
F– тяговая сила шнека, кН;
V– скорость перемещения смеси, м/с.
.
2.3 Определяем мощность электродвигателяпо формуле
,
где Р*дв – мощность на валу рабочей машины, кВт;
Рм – мощность на валу рабочей машины, кВт;
hобщ - общий кпд привода.
.
2.4 Определяем частоту вращения вала рабочей машины по формуле
,
где nм – частота вращения вала рабочей машины, об/мин;
V– скорость перемещения смеси, м/с;
D – диаметр тарелки питателя, мм.
.
2.5 По таблице К9 [1, стр. 384] выбираем электродвигатель 4АМ100L4У3, для которого nд = 1430 об/мин и Рд = 4,0 кВт.
2.6 Определяем передаточное число привода по формуле
,
где nд – частота вращения вала двигателя, об/мин;
nм – частота вращения вала рабочей машины, об/мин.
.
2.7 Определим передаточные числа ступеней привода
Принимаем передаточное число закрытой передачи u2 = 10, тогда передаточное число открытой передачи найдем по формуле
,
.
2.8 Определяем мощности Рi, кВт, на валах привода по формулам
,
,
,
,
,
,
.
2.9 Определяем частоты вращения ni, об/мин, и угловые скорости ωi, рад/с, валов привода
. ,
.
, ,
. .
, ,
. .
. .
2.10 Определяем крутящие моменты на валах привода по формуле
,
где Ti – крутящие моменты на валах, Н·м;
Pi – мощности на валах, кВт;
ωi – угловая скорость вращения валов, рад/с.
,
,
,
.
Результаты расчетов сводим в таблицу 2.1.
Таблица 2.1 – Кинематические и силовые параметры привода
Тип передачи |
Передаточное число, u |
Частота вращения, об/мин |
Угловая частота, рад/с |
Мощность, кВт |
Крутящий момент, Н·м |
||||
n1 |
n2 |
ω1 |
ω2 |
Р1 |
Р2 |
Т1 |
Т2 |
||
Ременная передача |
2,32 |
1430 |
616,38 |
149,67 |
64,5 |
4,0 |
3,85 |
26,73 |
59,7 |
Червячная передача |
10 |
616,38 |
61,6 |
64,5 |
6,4 |
3,85 |
3,25 |
59,7 |
507,8 |
3 Расчет открытой плоскоременной передачи
3.1 Проектировочный расчет
3.1.1 Определяем диаметр ведомого шкива
Из условия долговечности для проектируемых кордшнуровых ремней d1≥ 70δ, мм, определяем
,
.
Полученное значение d1 , мм, округляем до ближайшего стандартного значения по табл. К40 [1, стр. 426]:
.
3.1.2 Определяем диаметр ведомого шкива d2 , мм
,
где u1 – передаточное число открытой передачи [см. табл. 2.1];
ε= 0,02 – коэффициент скольжения.
.
Полученное значение d2 , мм, округляем до ближайшего стандартного значения по табл. К40 [1, стр. 426]:
.
3.1.3 Определяем фактическое передаточное число uф и определяем его отклонение Δu от заданного u по формулам
,
,
,
.
3.1.4 Определяем ориентировочное межосевое расстояние а, мм
,
.
3.1.5 Определяем расчетную длину ремня l, мм
,
.
Полученное значение l, мм, округляем до стандартного значения
.
3.1.6 Уточняем значение межосевого расстояния a, мм, по стандартной длине l
,
.
3.1.7 Определяем угол охвата ремнем ведущего шкива α1, град, по формуле
,
.
3.1.8 Определяем скорость ремня v, м/с, по формуле
,
где [v] = 35 м/с – допускаемая скорость.
.
3.1.9 Определяем частоту пробегов ремня U, с-1
,
где [U] = 15 c-1 – допускаемая частота пробегов;
v – скорость ремня, м/с;
l – стандартная длина ремня, м.
.
3.1.10 Определяем окружную силу, передаваемую ремнем
,
где Ft – окружная сила, передаваемая ремнем, H;
Pд – номинальная мощность двигателя, кВт [см. табл. 2.1];
v – скорость ремня, м/с.
.
3.1.11 Определяем допускаемую удельную окружную силу
,
где [kП] – допускаемая удельная окружная сила, Н/мм2;
[k0] – допускаемая приведенная удельная окружная сила, Н/мм2;
Cθ – коэффициент угла наклона линии центров шкивов к горизонту;
Сα – коэффициент угла охвата α1 на меньшем шкиве;
Сv – коэффициент влияния натяжения от центробежной силы;
Сp – коэффициент динамичности нагрузки и длительности работы;
Сd – коэффициент влияния диаметра меньшего шкива;
СF – коэффициент неравномерности распределения нагрузки между кордшнурами и уточными нитями плоского ремня.
По таблице 5.2 [1, стр. 78] назначаем следующие значения коэффициентов: Cθ = 1; Сα = 0,96; Сv = 0,95; Сp = 1; Сd = 1,2; СF = 0,85.
По таблице 5.1 [1, стр. 77] назначаем допускаемую приведенную удельную окружную силу [k0] = 1,96 Н/мм2.
.
3.1.12 Определяем ширину ремня и шкива
,
где b – ширина ремня, мм;
Ft – окружная сила, передаваемая ремнем, H;
δ – толщина ремня, мм;
[kП] – допускаемая удельная окружная сила, Н/мм2.
.
Ширину ремня округляем до стандартного значения
мм,
мм,
где B – стандартное значение ширины шкива, мм.
3.1.13 Определяем площадь поперечного сечения ремня
,
где A– площадь поперечного сечения ремня, мм2;
δ – толщина ремня, мм;
b – ширина ремня, мм.
.
3.1.14 Определяем силу предварительного натяжения ремня
,
где F0 – сила предварительного натяжения ремня, Н;
A– площадь поперечного сечения ремня, мм2;
σ0 – предварительное натяжение, Н/мм2.
По таблице 5.1 [1, стр. 77] назначаем значение предварительного натяжения σ0 = 2 Н/мм2.
.
3.1.15 Определяем силы натяжения ведущей и ведомой ветвей ремня
,
,
где F1 – сила натяжения ведущей ветви ремня, Н;
F2 – сила натяжения ведомой ветви ремня, Н;
F0 – сила предварительного натяжения ремня, Н;
Ft – окружная сила, передаваемая ремнем, H.
,
.
3.1.16 Определяем силу давления ремня на вал
,
где Fоп – сила давления ремня на вал, Н;
F0 – сила предварительного натяжения ремня, Н;
α1 – угол обхвата ремнем ведущего шкива, град.
.
3.2 Проверочный расчет
3.2.1 Проверяем прочность ремня по максимальным напряжениям в сечении ведущей ветви
,
,
,
,
где σmax – максимальные напряжения в сечении ведущей ветви, Н/мм2;
σ1 – напряжения растяжения, Н/мм2;
σи – напряжения изгиба, Н/мм2;
σv – напряжения от центробежных сил, Н/мм2;
[σ]р – допускаемое напряжение растяжения, Н/мм2;
Здесь [σ]р = 8 Н/мм2.
F0 – сила предварительного натяжения ремня, Н;
A– площадь поперечного сечения ремня, мм2;
Ft – окружная сила, передаваемая ремнем, H;
Еи – модуль продольной упругости при изгибе для прорезиненных ремней, Н/мм2;
Здесь Еи = 90 Н/мм2.
δ – толщина ремня, мм;
d1 – диаметр ведущего шкива, мм;
ρ – плотность материала ремня, кг/м3;
Здесь ρ = 1100 кг/м3.
v – скорость ремня, м/с.
,
,
,
.
Результаты расчетов сводим в таблицу 3.1.
Таблица 3.1 – Параметры плоскоременной передачи
Параметр |
Значение |
Тип ремня |
Прорезиненный ремень плоского сечения |
Межосевое расстояние а, мм |
982 |
Толщина ремня δ, мм |
2,8 |
Ширина ремня b, мм |
63 |
Длина ремня l, мм |
3000 |
Угол обхвата ведущего шкива α1, град |
165,5 |
Число пробегов ремня U, с-1 |
4,99 |
Диаметр ведущего шкива d1, мм |
200 |
Диаметр ведомого шкива d2, мм |
450 |
Максимальное напряжение σmax, Н/мм2 |
4,27 |
Начальное натяжение ремня F0, Н |
352,8 |
Сила давления ремня на вал Fоп, Н |
700 |
4 Расчет закрытой червячной передачи
4.1 Выбираем материал червяка и червячного колеса
В зависимости от передаваемой мощности по таблице 3.1 [1, стр.49] выбираем для червяка сталь 40Х, твердость ³ 45 HRCэ, термообработка – улучшение + закалка ТВЧ, полирование червяка для повышения КПД червячной передачи.
Для выбора материала зубчатого венца для червячного колеса определяем скорость скольжения по формуле
,
где Vs – скорость скольжения, м/с;
ω2 – угловая скорость тихоходного вала, 1/с;
u2 – передаточное число червячной передачи;
Т2 – вращающий момент на валу червячного колеса, Н·м.
.
Используя полученное значение скорости скольжения, по таблице 3.5 (1, стр.54) из группы II выбираем относительно дешевую бронзу БрА10Ж4Н4, полученную способом центробежного литья: [s]В= 700 Н/мм2;[s]Т = 460 Н/мм2.
4.2 Определяем допускаемые напряжения
4.2.1 Определяем допускаемые контактные напряжения по формуле из таблицы 3.6 [1, стр. 55]
,
где [σ]н – допускаемые контактные напряжения, Н/мм2;
Vs – скорость скольжения, м/с.
Т. к. червяк расположен вне масляной ванны, то значение допускаемых контактных напряжений необходимо уменьшить на 15%. Окончательно получим
.
4.2.2 Определяем коэффициент долговечности при расчете на изгиб
,
,
где KFL – коэффициент долговечности при расчете на изгиб;
N – наработка, циклы;
ω2 – угловая скорость тихоходного вала, 1/с;
Lh– ресурсагрегата, ч.
,
.
4.2.3 Определяем допускаемые изгибные напряжения по формуле из таблицы 3.6 [1, стр. 55] для нереверсивной передачи
,
где [σ]F – допускаемые изгибные напряжения, Н/мм2;
σВ – предел прочности, Н/мм2;
σТ – предел текучести, Н/мм2;
KFL – коэффициент долговечности при расчете на изгиб.
.
Результаты расчетов сводим в таблицу 4.1.
Таблица 4.1 – Механические характеристики червячной передачи
Элемент передачи |
Марка материала |
Dпред |
Термообработка |
HRCЭ |
sВ |
sТ |
[s]Н |
[s]F |
Способ отливки |
Н/мм2 |
|||||||
Червяк |
Сталь 40Х |
125 |
У+ТВЧ |
45…50 |
900 |
750 |
– |
– |
Колесо |
БрА10Ж4Н4 |
– |
Ц |
– |
700 |
460 |
208,3 |
106 |
по формуле из таблицы 3.6 (1. ности при расчете на изгиб
уле из таблицы 3.6 (1, стр.55)
4.3 Проектировочный расчет
4.3.1 Определяем главный параметр – межосевое расстояние по формуле
,
где аω – межосевое расстояние, мм;
Т2 – вращающий момент на валу червячного колеса, Н·м;
[σ]н – допускаемые контактные напряжения, Н/мм2.
.
По таблице 13.15 [1, стр. 312] полученное значение межосевого расстояния округляем до ближайшего значения из ряда нормальных линейных размеров. В итоге получим
.
4.3.2 Выбираем число витков червяка z1.
z1 зависит от передаточного числа червячной передачи u2.
При u2 = 10 z1 = 4.
4.3.3 Определяем число зубьев червячного колеса
,
где z2 – число зубьев червячного колеса;
z1 – число витков червяка;
u2 – передаточное число червячной передачи.
.
4.3.4 Определяем модуль зацепления
,
где m – модуль зацепления, мм;
аω – межосевое расстояние, мм;
z2 – число зубьев червячного колеса.
.
Значение модуля округляем в большую сторону до стандартного
.
4.3.5 Из условия жесткости определяем коэффициент диаметра червяка
,
где q – коэффициент диаметра червяка;
z2 – число зубьев червячного колеса.
.
Полученное значение q округляем до стандартного
.
4.3.6 Определяем коэффициент смещения инструмента
,
где х – коэффициент смещения инструмента;
аω – межосевое расстояние, мм;
m – модуль зацепления, мм;
q – коэффициент диаметра червяка;
z2 – число зубьев червячного колеса.
.
По условию неподрезания и незаострения зубьев колеса значение х допускается в пределах . Т. к. это условие не выполняется, то варьируем значениями q и z2. Принимаем следующие значения
,
.
Повторно определяем коэффициент смещения инструмента
.
Условие выполняется.
4.3.7 Определяем фактическое передаточное число и проверяем его отклонение от заданного
,
,
где uф – фактическое передаточное число;
z2 – число зубьев червячного колеса;
z1 – число витков червяка;
u – заданное передаточное число.
,
.
4.3.8 Определяем фактическое значение межосевого расстояния
,
где аω – межосевое расстояние, мм;
m – модуль зацепления, мм;
q – коэффициент диаметра червяка;
z2 – число зубьев червячного колеса;
х – коэффициент смещения инструмента.
.
4.3.9 Определяем основные геометрические размеры передачи
4.3.9.1 Основные размеры червяка:
Делительный диаметр d1, мм
, .
Начальный диаметр dw1, мм
, .
Диаметр вершин витков dа1, мм
, .
Диаметр впадин витков df1, мм
, .
Делительный угол подъема линии витков γ , град
, .
Длина нарезаемой части червяка b1, мм
, , т. к.
.
4.3.9.2 Основные размеры венца червячного колеса:
Делительный диаметр d2, мм
Начальный диаметр dw1, мм
, .
Диаметр вершин зубьев dа2, мм
, .
Наибольший диаметр колеса dам2, мм
, .
Диаметр впадин зубьев df2, мм
, .
Ширина венца b2, мм, при z1 = 4
, .
Радиусы закруглений зубьев, мм
, .
, .
Условный угол охвата червяка венцом колеса 2δ, град
, ,
.
4.4 Проверочный расчет
4.4.1 Определяем коэффициент полезного действия червячной передачи
,
где γ – делительный угол подъема линии витков, град;
φ – угол трения. Определяется в зависимости от фактической скорости скольжения по таблице 4.9 [1, стр.74]
,
где vs– фактическая скорость скольжения, м/с;
uф – фактическое передаточное число;
ω2 – угловая скорость вала червячного колеса, 1/с;
d1 – делительный диаметр червяка, мм;
γ – делительный угол подъема линии витков, град.
,
,
.
4.4.2 Проверяем контактные напряжения зубьев колеса
,
где σН – контактные напряжения зубьев колеса, Н/мм2;
q – коэффициент диаметра червяка;
х – коэффициент смещения инструмента;
z2 – число зубьев червячного колеса;
аω – межосевое расстояние, мм;
К – коэффициент нагрузки. Принимается в зависимости от окружной скорости колеса.
T2 – вращающий момент на валу червячного колеса, Н·м.
[σ]Н – контактные напряжения зубьев колеса, Н/мм2. Уточняется по фактической скорости скольжения по формулам таблицы 3.6 [1, стр.55].
,
где v2– окружная скорость колеса, м/с;
ω2 – угловая скорость вращения вала червячного колеса, рад/с;
d2 – делительный диаметр червячного колеса, мм.
,
,
,
.
Определяем недогрузку (перегрузку) передачи. Допускается недогрузка передачи не более 15% и перегрузка не более 5%.
,
.
Условие выполняется.
4.4.3 Проверяем напряжения изгиба зубьев колеса
,
где σF – напряжения изгиба зубьев колеса, Н/мм2;
YF2 – коэффициент формы зуба колеса. Определяется по таблице 4.10 [1, стр.75] в зависимости от эквивалентного числа зубьев колеса;
Ft2 – окружная сила на колесе, Н;
b2 – ширина венца червячного колеса, мм;
m – модуль зацепления, мм;
К – коэффициент нагрузки;
[σF ] = 106 – допускаемые напряжения изгиба зубьев колеса, Н/мм2.
,
где T2 – вращающий момент на валу червячного колеса, Н·м;
d2 – делительный диаметр, мм.
.
,
где zv2 – эквивалентное число зубьев червячного колеса;
z2 – число зубьев червячного колеса;
γ – делительный угол подъема линии витков, град.
,
,
.
Результаты расчетов сводим в таблицу 4.2.
Таблица 4.2 – Параметры червячной передачи
Проектировочный расчет |
|||
Параметр |
Значение |
||
Межосевое расстояние аω, мм |
140 |
||
Модуль зацепления m, мм |
6 |
||
Коэффициент диаметра червяка q |
9 |
||
Делительный угол подъема витков червяка γ, град |
23,96 |
||
Угол обхвата червяка венцом 2δ, град |
91 |
||
Число витков червяка z1 |
4 |
||
Число зубьев колеса z2 |
39 |
||
Ширина зубчатого венца колеса b2, мм |
45 |
||
Длина нарезаемой части червяка b1, мм |
106,1 |
||
Диаметры червяка, мм делительный d1 начальный dw1 вершин витков da1 впадин витков df1 |
54 45,96 66 39,6 |
||
Диаметры колеса, мм делительный d2 =dw2 вершин зубьев da2 впадин зубьев df2 наибольший daм2 |
226 230 203,5 235 |
||
Проверочный расчет |
|||
Параметр |
Допускаемые значения |
Расчетные значения |
Приме-чание |
Коэффициент полезного действия η |
0,89 |
||
Контактные напряжения σН, Н/мм2 |
254 |
216 |
Недо- грузка 14,9% |
Напряжения изгиба σF, Н/мм2 |
106 |
16,4 |
Недо- грузка |
5 Нагрузки валов редуктора
5.1 Определяем силы в зацеплении закрытой передачи
Значения сил определяются по таблице 6.1 [1, стр.97]
Таблица 5.1 – Силы в зацеплении закрытой передачи
Вид передачи |
Силы в зацеплении |
Значение силы, Н |
|||
на червяке |
на колесе |
на червяке |
на колесе |
||
Червячная |
Окружная |
2211 |
4340 |
||
Радиальная |
1579,6 |
||||
Осевая |
4340 |
2211 |
где T1 – вращающий момент на валу червяка, Н·м;
T2 – вращающий момент на валу червячного колеса, Н·м;
d1 – делительный диаметр червяка, мм;
d2 – делительный диаметр червячного колеса, мм;
α = 20° – угол зацепления.
5.2 Определяем консольные силы
Значения сил определяются по таблице 6.2 [1, стр.97]
Таблица 5.2 – Консольные силы
Вид передачи |
Характер силы по направлению |
Значение силы, Н |
|
Плоскоременная |
Радиальная |
700 |
|
Муфта на тихоходном валу |
Радиальная |
5633,6 |
Схема нагружения валов червячного одноступенчатого редуктора
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.