Содержание
Задание……………………………………………………………...…………...……3
1 Выбор электродвигателя и кинематический расчет……………………...….….4
2 Проектный расчет зубчатой передачи……………………………………....…...6
3 Предварительный расчет валов……………………………………………….....15
4 Подбор шпоночных соединений……………………………………....………...16
5 Расчет валов и подбор подшипников……………………………………….......17
6 Расчет элементов корпуса редуктора……………………………….............…..20
7 Выбор смазки…………………………………………………………..................22
8 Выбор муфты………………………………………………………………...…...23
9 Расчет плоскоременной передачи………………………………...…………….24
Список использованных источников………………………………….………..…26
Задание
Схема привода:
По заданию также дано:
Р, кВт |
n, об/мин |
Кг |
Кс |
Lг, лет |
, % |
4,0 |
165 |
0,65 |
0,7 |
5 |
4 |
Определяем КПД привода:
где:
ηпп– КПД подшипниковой пары
ηзп– КПД цилиндрической передачи
ηрем– КПД ременной передачи
ηм– КПД муфты
Требуемая мощность двигателя и частота:
Вт
где: Pтдв – требуемая мощность двигателя, Вт
Требуемая частота вращения вала электродвигателя:
двигатель 4АМ71В8У3 мощностью 0,37 кВт; с частотой вращения 675 мин-1
Определяем передаточное число привода и его ступеней:
где: nдв – частота вращения двигателя, мин-1
распределив общее передаточное число принимаем:
uзп = 2,8 – передаточное число цилиндрической передачи
uрем = 3 – передаточное число ременной передачи
Определим фактическое передаточное число:
uф = uзп* uрем, uф = 2,8*3 = 8,4
Определяем частоты вращения на валах привода:
n1=nдв мин-1
мин-1
мин-1
Определяем угловую скорость на валах привода:
, рад/с
, рад/с
, рад/с
Определяем крутящие моменты на валах привода:
, Н·м
Т1 = Тдв, Т1 =5,24, Н·м
Т2 = Т1 ·ηрем·uрем, Т2 = 5,24*0,96*3=15,08, Н·м
Т3 = Т2 ·ηцп·η²пп ·uцп, Т3 = 15,08*0,96*0,99²*2,8=39,74, Н·м
Т4 = Т3 ·ηм·ηпп, Т4 = 39,74*0,98*0,99=38,55, Н·м
Выбираем материал для шестерни – Сталь 45 (улучшение) HB1 285, σт1 = 650 МПа
колесо – Сталь 45 (улучшение) HB2 250, σт2 = 540 МПа
HB1 =360
HB2 =325
Определяем коэффициенты долговечности для шестерни и колеса:
(2.1)
где: ZN1 – коэффициент долговечности для шестерни
NHG1 = 30·HB12,4
где: NHG1 – число циклов перемены напряжений
HB1 – твёрдость материала шестерни, HB
NHG1 = 30·3602,4 = 4.095·107
где: Nk=60·n1·Lh = 2,69·108 – число циклов перемены напряжений
nцmax = n1·Lh·0.6 = 2,69·106
nц1 = n1·0.4·Lh = 1,794*106
(2.2)
где: ZN2 – коэффициент долговечности для шестерни
NHG2 = 30·HB22,4
где: NHG2 – число циклов перемены напряжений
HB2 – твёрдость материала колеса
NHG2 = 30·3252,4 = 3,204·107
Определяем допускаемые контактные напряжения
где: [σ]H1 – допускаемые контактные напряжения на шестерне, МПа
σHlim1 = 2·HB1+70, σHlim1 = 2·360+70 = 790
где: σHlim1 – предел контактной выносливости, Мпа
ZN1 – коэффициент долговечности для шестерни (см формулу 2.1)
ZR – коэффициент шероховатости
Zv – коэффициент окружной скорости
SH – коэффициент запаса прочности
где: [σ]H2 – допускаемые контактные напряжения на колесе, МПа
σHlim2 = 2·HB2+70, σHlim2 = 2·325+70 = 720
где: σHlim1 – предел контактной выносливости, МПа
ZN2 – коэффициент долговечности для шестерни (см формулу 6.2)
ZR – коэффициент шероховатости
Zv – коэффициент окружной скорости
SH – коэффициент запаса прочности
где: [σ]H – допускаемые контактные напряжения, МПа
[σ]H1 – допускаемые контактные напряжения на шестерне, МПа
[σ]H2 - допускаемые контактные напряжения на колесе, МПа
условие выполняется следовательно в дальнейших расчётах будем учитывать допускаемые контактные напряжения [σ]H
Определяем допускаемые напряжения изгиба:
где: [σ]F1 – допускаемые напряжения изгиба для шестерни, МПа
σFlim1 =1,75·HB1, σFlim1 = 1,75·360=630
где: σFlim1 – предел выносливости, Мпа
где: YN1 – коэффициент долговечности
YR – коэффициент влияния шероховатости
Ya – коэффициент влияния двустороннего приложения нагрузки
SF – коэффициент запаса прочности
где: [σ]F2 – допускаемые напряжения изгиба для колеса, МПа
σFlim2 =1,75·HB2, σFlim2 = 1,75·325=568,75
где: σFlim2 – предел выносливости, МПа
где: YN2 – коэффициент долговечности
YR – коэффициент влияния шероховатости
Ya – коэффициент влияния двустороннего приложения нагрузки
SF – коэффициент запаса прочности
для дальнейших расчётов принимаем минимальное из допускаемых напряжений изгиба т.е. [σ]F = [σ]F2 = 356,804
Определяем межосевое расстояние:
где: v – окружная скорость, м/с
awp – предварительное межосевое расстояние, мм
назначаем 9 степеней точности табл 2.5 исходя из полученной скорости v
где: aw – межосевое расстояние, мм
Ка – коэффициент передачи
для косозубых и шевронных колес
ψba – коэффициент ширины колеса
принимаем коэффициент ширины- при несимметричном расположении колёс относительно опор
KH = Khb·Khv·Kha,
где: Khb = 1+(Khbo-1)·Khw,
где: Khbo – коэффициент неравномерности распределения нагрузки в начальный период работы передачи
Khw – коэффициент приработки зубьев
Khb = 1+(1,18-1)0,26=1,047-коэффициент динамики нагружения
коэфф неравномерности распределения нагрузки по длине контактных линий
Кha = 1+(Khao-1)·Khw,
где: Khao =1+А·(nст-5),
где: Кhao - коэффициент неравномерности распределения нагрузки в начальный период работы передачи
nст – степень точности передачи (принимаем nст =7 исходя из выполнения дальнейшего условия)
A=0.25 – коэфф.
Khao = 1+0,25·(7-5) = 1,5 (<1,6)
Kha = 1+(1,5-1)·0,26= 1,13
KH = 1,047
Принимаем межосевое расстояние по ГОСТ 6636-69 aw = 50, округлив до ближайшего стандартного.
где: d2 – делительный диаметр колеса, мм
aw – межосевое расстояние, мм
b2 = ψba·aw,
где: b2 – ширина колеса, мм
ψba – коэффициент ширины колеса
b2 = 15,1
округлим до ближайшего стандартного числа, принимаем b2 = 15м
, мм
Принимаем по ГОСТ 9563-60 m =1,5 мм по стандартному ряду.
где: βmin – минимальный угол наклона зубьев, ˚
где: zs - суммарное число зубьев
округляем в меньшую строну до ближайшего целого, принимаем zs = 62
где: β – угол наклона зубьев колеса, ˚
округляем по ряду предпочтительных чисел, принимаем β=22,8 ˚
где: z1 – число зубьев шестерни
z1 колеса делаем без смещения, принимаем x1=0, x2=0
где: z2 – число зубьев колеса
z2 = 45
Фактическое передаточное число:
где: uфзп – фактическое передаточное число зубчатой передачи
Размеры колёс:
где d1 – делительный диаметр шестерни, мм
d2 = m·z2/ , d2 = 73,22
где: d2 – делительный диаметр колеса, мм
da1 = 30,66
где: da1 – диаметр вершин зубьев шестерни, мм
df1 = 24,06
где: df1 – диаметр впадин зубьев шестерни, мм
da2 = 76,22
где: da2 – диаметр вершин зубьев колеса, мм
где: df2 – диаметр впадин зубьев колеса, мм
df2 = 69,62
где: σH - расчётные контактные напряжения, МПа
условие выполняется т.е. передача по условию контактной прочности является работоспособной
Ft=2·103·T1/d1, Ft = 1,09·103
где: Ft – окружная сила, Н
Fr = Ft·0,364/cosβ, Fr = 0,43*103
где: Fr – радиальная сила, Н
Fa = Ft·cosβ, Fa = 1,005*103
;
где: σF2 – расчётное напряжение изгиба, МПа
[σ]F2 – допускаемые напряжения изгиба, МПа
- приведенное число зубьев
YFS2 – коэффициент формы зуба
– коэффициент угла наклона зубьев
Ye – коэффициент перекрытия зубьев,
где: σF2 – расчётное напряжение изгиба, МПа
- приведенное число зубьев
YFS1 – коэффициент формы зуба шестерни
Условие выполняется, т.е. зубья выдержат напряжения изгиба.
- принимаем исходя из конструктивных размеров
dп = d+3t= 21 мм – диаметр под подшипник
где: t – высота заплечика
t =3
предварительно выбираем подшипник шариковый радиальный с диаметров внутреннего кольца 20
dбп = dп + 3r = 28 мм – диаметр под колесо
где: r = 1,5 – фаска подшипника
- принимаем исходя из конструктивных размеров муфты
dп = d+3t= 27 мм – диаметр под подшипник
где: t – высота заплечика
t =3
Предварительно выбираем подшипник шариковый радиальный с диаметров внутреннего кольца 25.
dбп = dп + 3r = 33 мм – диаметр под колесо
где: r = 1,5 – фаска подшипника
Для крепления колес выбираем шпонки призматические со скругленными торцами. Размеры сечений шпонок и пазов, длины по ГОСТ 23360-78. Материал шпонок - сталь 45 нормализованная.
Допускаемые напряжения смятия при стальной ступице 100...120 МПа, допускаемые напряжения на срез для призматических и сегментных шпонок 60...90 Н/
входной вал (соединение вала с муфтой)
выбираем шпонку 5х5х25 ГОСТ 23360-78
b=5 h=5 l=25 d=16
- напряжения смятия шпонки
- напряжения среза
выбранная шпонка выдержит напряжения смятия и среза.
Вал 2
выбираем шпонку 6х6х25 ГОСТ 23360-78
b=6 h=6 l=25 d=22
- напряжения смятия шпонки
- напряжения среза
Расчёт вала 1
11=0.086м
12=0,027 м
lop=0.053м
d=0.016м
Проверяем шариковый радиальный однорядный подшипник №204
где: Re = V·Rr·Kб·Кт= 272,317 Н – эквивалентная нагрузка
где: V =1 при вращающемся внутреннем кольце подшипника Rr =Ra
Ra = Fa
Кб – коэффициент безопасности,
Кт =1 при рабочей температуре работы подшипника до 100˚С
Стр ≤ Cr
где: Сr - табличная грузоподъёмность, Н,
1758≤19500
подшипник выдержит по критерию грузоподъёмности
подшипник выдержит заданный срок эксплуатации
L = 103,58
- расстояние между вращающимися деталями
где: L, мм – наибольшее расстояние между вращающимися частями
принимаем a = 8 мм
bo = 3·a = 3·8 = 24 мм – расстояние между дном редуктора и вращающимися частями
с=3,2
расстояние между торцовыми поверхностями двух колёс разных ступеней
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.