Показатели |
Тойота (Япония) |
Япония |
США |
Европа |
ПроизводительностьСборка Поставщики 1 уровня |
100 100 |
83 85 |
65 71 |
54 62 |
Качество (число дефектов) Сборка (на 100 машин) Поставщики 1 уровня (на миллион изделий) Поставщики 2 уровня (на миллион изделий) |
30 5 400 |
55 193 900 |
61 263 6100 |
61 1373 4723 |
Поставки (% не в срок) Поставщики 1 уровня Поставщики 2 уровня |
0,04 0,5 |
0,2 2,6 |
0,6 13,4 |
1,9 5,4 |
ЗапасыВ часах В оборотах в год |
н/п 248 |
37 81 |
135 69 |
138 45 |
*) Источник: ( Д. Вумен, Д. Джонс, с.302)
6. Тойота в будущем.
Бережливое производство победно шествует по странам. Глобализация быстро распространяется, а господство Америки на мировом рынке подошло к концу.
В 2002 году Тойота объявила, что собирается стать мировым лидером в автостроении. Ее доля в мире должна расти с 11% в 2002году до 15% в 2010 году. Доля сегодняшнего лидера Дж.М. в 2002 году составила 14%, сократившись с 20% в 1985 году. В 2002 году Тойота имела самую высокую в авто мире рентабельность продаж. Тойота продолжает настойчиво улучшать каждое направление своего бизнеса.
Распространение принципов бережливого производства на других предприятиях началось, естественно, в промышленности Японии, где уже популярны были методы всеобщего качества (TQM). Вслед за Тойотой к широко масштабным экспериментам в производстве приступила Mitsubishi Motors, а после энергетического кризиса 1973 года и другие автомобилестроительные фирмы (Mazda, Nissan, Honda) приступили к освоению новых методов производства.
Предприятия Европы и Северной Америки позже включились в этот процесс, в середине 80-ых годов, когда на авторынке США разразилась буря, пришедшая из Японии. Сначала японская электроника, а теперь и автомашины по отношению цена-качество и популярности у потребителя стали впереди планеты всей.
В Европе первыми приступил к освоению БП итальянские автостроители, которые в ту пору были в кризисном состоянии, опустившись на 5-е место в Европе. Гигантский машиностроительный концерн Фиат провел децентрализацию управления, разделившись на 800 самостоятельных предприятий, и приступил к реализации новой логики организационного построения. В ее основе легла мобилизация всех человеческих ресурсов на достижение единой цели и отмена традиционного разделения на тех, кто принимает решения, и кто их исполняет. Возникающие вопросы и проблемы должны решаться непосредственно на месте их возникновения, и теми лицами, кто эти проблемы обнаружил, и кто профессионально компетентен их разрешить.
Для полномасштабного освоения принципов БП с последующим их распространением на остальные предприятия группы Фиат, были спроектированы и построены два новых завода по производству оригинальных моделей автомобилей (Пунта) и двигателей к ним в количестве 450 тыс. в год. Заводы возводились в южной, непромышленной, части Италии, буквально на месте помидорных полей в районе селения Мелфи и Протола Серра. Реализация принципов БП на этих заводах отличалась рядом характерных особенностей.
Во-первых, профессиональная подготовка персонала проходила в течение 2-х лет на учебном центре ISVOR (Турин) еще до того как заводы были пущены в эксплуатацию в 1993 году. Персонал в Мелфи насчитывал 7 тыс. человек. Он набирался из местного населения преимущественно молодого, которое не имело опыта работы, кроме своего огорода. Другим ограничением при найме было наличие жилья на расстояние не более 1-го часа езды до завода на своем автомобиле. Вокруг заводов не построено ни одного многоквартального дома, а подъездные дороги и площадки для хранения авто возведены с отменным качеством.
Таким образом, целенаправленно создавалась сплоченная и мотивированная группа людей, не зараженная вирусом «функциональности», кроме того, всем сделали сразу «прививку» от такого поведения. Средний возраст рабочих по началу составил 21 год, специалистов — 24 года, генерального директора — 36 лет. Наибольший объем обучения составил у руководителей рабочих групп — 560 дней по 10 часов.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.