Т.Оно выдвинул в ту пору три важных идеи. Во-первых, брак должен обнаруживаться не контролером качества, когда вся работа уже сделана, а непосредственно на рабочем месте с помощью встроенных датчиков, калибров и т.п., причем рабочего следует обязать постоянно контролировать качество и немедленно ликвидировать отклонения. Во-вторых, каждая стадия производства должна самостоятельно забирать с предшествующей строго только такое количество заготовок (материала, комплектующих и т.п.), которое ей действительно необходимо для выполнения работ по следующей партии (заказу) продукции, причем на предшествующей стадии строго запрещалось иметь больше готовых заготовок, чем требовалось для следующей. Тем самым было положено начало «текущей» (pull) системе. В-третьих, вместо традиционных предметно-технологических участков и цехов должны образовываться производственные ячейки (группы), озадаченные потоком создания ценности (потоком единичных изделий, узлов без буферных запасов), причем простым изменением числа работников в каждой ячейке можно уменьшать или увеличивать продуктивность ячейки, точно синхронизируя ее с вытягивающим воздействием рынка.
От выдвижения основных идей БП до их инженерной проработки и внедрения в компании Тойота потребовался период в 35 лет напряженного труда. Процесс становления и развития БП может быть разделен и охарактеризован по 6 этапам.
1. Освоение концепции «точно в срок» (ТВС). Логистическая концепция ТВС (jast-in-time, JIT) имеет основополагающее значение для ТС. Ее освоение на Тойоте заняло около 10 лет. Оно было связано с переходом от работы партиями в разных подразделениях и непрерывному потоку для производства небольших объемов продукции, при этом надо было научиться быстро переналаживать оборудование с производства одного изделия на выпуск другого.
Система ТВС, созданная фирмой в 50-х годах и дошедшая до Запада в начале 80-х, была предназначена для обеспечения непрерывности потока, но при условии только значительного сокращения времени переналадки оборудования и сглаживания графика производства (выполнения заданий), не связанного с реальными изменением спроса.
Исходным лозунгом концепции ТВС было принципиальное исключение запасов материалов, полуфабрикатов и компонентов в производственном процессе сборки автомобиля и его агрегатов. Начальной постановкой было то, что имея производственное расписание можно так выстроить движение материальных потоков, что все будет поступать в необходимом количестве, в нужное место и точно к назначенному сроку для изготовления или сборки готовой продукции. В этих условиях страховые запасы, отвлекающие средства фирмы, становились ненужными. Таким образом, происходит интеграция двух логистических функций: снабжения и производственного менеджмента. В дальнейшем концепция ТВС распространилась в различных сферах современного бизнеса — дистрибьюции, сбыте готовой продукции, макрологистических системах и др.
Проф. Сергеев В.И. [1] дает следующее определение: «Концепция – точно в срок это современная концепция построения логистической системы в производстве (операционном менеджменте), снабжении и дистрибьюции, основанная на синхронизации процессов доставки материальных ресурсов и готовой продукции в необходимых количествах к тому времени, когда звенья логистической системы в них нуждаются, с целью минимизации затрат, связанных с созданием запасов.»
2. Развитие системы ТВС и внедрение системы КАНБАН. Развитие системы ТВС на Тойоте в 50-е и 60-е годы шло по нескольким направлениям. Ключевую роль играло обеспечение качества. Не только Тойота, но и другие японские предприятия стали радикально изменять подход к контролю и управлению качеством, ставя его на первое место в стратегических и тактических целях фирмы. Стала складываться методология менеджмента всеобщего качества (Total Qwolity-TQM). Отцами TQM считаются Деминг, Дюран, Ишикава. Не будем забывать и о Саратовской системе бездефектного труда (сдача продукции с первого предъявления), которая в ту пору почти на десятилетие опережала японские достижения в этой области.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.