циклов ЕН (Химия, Физика, Математика, Информатика), ОПД (Технология материалов и покрытий, Сопротивление материалов) овладение методологией современного научного и технического эксперимента, научного поиска для установления закономерной связи между химическим составом, структурой, свойствами и факторами технологических процессов обработки, определения путей и способов повышения свойств материалов и покрытий.
Данная дисциплина необходима для последующего изучения дисциплин цикла СД: Теория и технология термической и химико-термической обработки, Технология получения изделий в машиностроении, Методология выбора материалов и технологий в машиностроении, выполнения курсовых и дипломного проектов. Научно-исследовательская работа и дипломное проектирование студентом невозможно без знаний методов и умений применять методы моделирования и оптимизации.
1.4 Объёмы учебной работы и предусмотренные рабочими учебными планами реализуемой образовательной программы, формы аттестации её результатов
Таблица 1
Характеристика трудоёмкости дисциплины
| 
    Виды учебной работы  | 
   
    Семестр  | 
   
    Объёмы учебной работы (в семестре/в неделю), ч.  | 
   
    Объёмы учебной работы в кредитах (зачётных единицах)  | 
  ||
| 
    Аудиторные занятия  | 
   
    Самостоятельная работа  | 
   
    Всего  | 
  |||
| 
   1. Предусмотренный рабочим учебным планом объём изучения дисциплины в учебных семестрах: -всего  | 
  
   7  | 
  
   34/2  | 
  
   51/3  | 
  
   85  | 
  
   2,4  | 
 
| 
   2. По видам аудиторных занятий:  | 
  
   7  | 
  ||||
| 
   лекции  | 
  
   17/1  | 
  
   -  | 
  
   17/1  | 
  ||
| 
   практические занятия  | 
  
   17/1  | 
  
   -  | 
  
   17/1  | 
  ||
| 
   3. Аттестация по курсу: - ачет  | 
  
   7  | 
  ||||
| 
   4. Итого объём дисциплины по семестрам (записи в зачётную книжку): - зачет  | 
  
   7  | 
  
  
  
  
  
  
   85  | 
  |||
| 
   5. Итого трудоёмкость дисциплины  | 
  
   7  | 
  
   -  | 
  
   -  | 
  
   85  | 
  |

3. КАЛЕНДАРНЫЙ ГРАФИК ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1 Лекции
Таблица 2
Программа лекций
| 
   Семе стр  | 
  
   Раздел  | 
  
   Наименование темы  | 
  
   Содержание темы  | 
  
   Объем, ч  | 
 
| 
   1  | 
  
   2  | 
  
   3  | 
  
   4  | 
  
   5  | 
 
| 
   7  | 
  
   1. 1  | 
  
   Введение  | 
  
   Роль математического и компьютерного моделирования и решения задач оптимизации в комплексной разработке и автоматизации проектирования и подготовки производства в области новых материалов и технологических процессов.  | 
  
   2  | 
 
| 
   7  | 
  
   2.  | 
  
   Основы научных исследований  | 
  
   Виды научных исследований. Этапы научно-исследовательской работы. Цель научного исследования. Проведение теоретических и экспериментальных исследований. Отчёт НИР. Другие виды документов НИР. Первичные документы НИР.  | 
  
   2  | 
 
| 
   7  | 
  
   3. 2  | 
  
   Основы моделирования материалов и процессов  | 
  
   Принципы, методы и процедуры моделирования как формы отражения, описания и имитации действительных систем (объектов и процессов). Основные виды моделирования: концептуальное, структурно-функциональное, физическое, математическое и компьютерное (имитационное или программное).  | 
  
   3  | 
 
| 
   7  | 
  
   4. 3  | 
  
   Постановка задач оптимизации и поиск оптимальных решений  | 
  
   Классификация и постановка задач оптимизации, условия и критерии оптимальности. Построение целевой функции, многокритериальные задачи оптимизации. Методы решения задач оптимизации: расчетно-аналитические методы, методы поиска оптимума на основе статистических моделей (градиентный метод, метод крутого восхождения, симплексный метод). Составление обобщенных параметров оптимизации.  | 
  
   2  | 
 
| 
   7  | 
  
   5. 4  | 
  
   Моделирование материалов и оптимизация параметров состав - структура - технологические и эксплуатационные свойства  | 
  
   Принципы, методы и процедуры математического и имитационного моделирования структуры и свойств простых и сложных, в том числе композиционных материалов. Построение статистических моделей по результатам пассивных и активных экспериментов. Использование моделей для решения задач оптимизации состава, структуры и свойств материалов и технологических процессов.  | 
  
   4  | 
 
| 
   7  | 
  
   6. 5  | 
  
   Моделирование технологических процессов производства, и оптимизация их параметров  | 
  
   Общие принципы, методы и процедуры математического и компьютерного моделирования явлений и процессов в технологии производства, обработки, переработки и соединения материалов.  | 
  
   4  | 
 
| 
   Всего  | 
  
   17  | 
 |||
3.2. Практические занятия
Таблица 3
Программа практических занятий
| 
   Семе стр  | 
  
   Номер л/р  | 
  
   Наименование  | 
  
   Содержание и цель  | 
  
   Объем ч  | 
 
| 
   1  | 
  
   2  | 
  
   3  | 
  
   4  | 
  
   5  | 
 
| 
   7  | 
  
   1.  | 
  
   Решение задачи оптимизации содержания хрома в чугуне методом «Золотого сечения»  | 
  
   Оптимизировать содержание меди в чугуне в диапазоне от 0 до 3% с точностью 0,05% методом «Золотого сечения». Параметром оптимизации является предел прочности на разрыв.  | 
  
   4  | 
 
| 
   2.  | 
  
   Решение задачи оптимизации содержания меди в чугуне методом «Квадратичной интерполяции»  | 
  
   Оптимизировать содержание меди в чугуне в диапазоне от 0 до 3% с точностью 0,05% методом «квадратичной интерполяции». Параметром оптимизации является предел прочности на разрыв.  | 
  
   2  | 
 |
| 
   3.  | 
  
   Оптимизация режимов термообработки бериллиевой бронзы методом покоординатного спуска  | 
  
   Применяя метод покоординатного спуска, оптимизировать режим термообработки бериллиевой бронзы по двум технологическим параметрам.  | 
  
   3  | 
 |
| 
   4.  | 
  
   Решение задачи оптимизации содержания хрома и никеля в чугуне методом «Наискорейшего спуска»  | 
  
   Оптимизировать содержание меди в чугуне в диапазоне от 0 до 2% с точностью 0,05% и содержание никеля в диапазоне от 0 до 3 % с точностью 0.05 % методом «Наискорейшего спуска». Параметром оптимизации является предел прочности на разрыв.  | 
  
   2  | 
 |
| 
   5.  | 
  
   Применение статистического моделирования для решения экстремальных задач технологии обработки материалов  | 
  
   Построение статистических моделей процесса газо-лазерной резки (ГЛР) титановых сплавов, с последующей оптимизацией режимов ГЛР  | 
  
   2  | 
 |
| 
   6.  | 
  
   Оптимизация режимов термической обработки  | 
  
   Решение задач оптимизации метолом линейного программирования  | 
  
   2  | 
 |
| 
   Всего  | 
  
   17  | 
 
3.5. Объем, структура и содержание самостоятельной работы студентов, график ее выполнения
Самостоятельная работа студента при изучении МОСМТП предусматривает следующие виды
- подготовка к лекциям;
- подготовка к практическим занятиям;
- подготовка к контрольным мероприятиям;
- выполнение расчетно-графических заданий;
- выполнение расчетно-графических заданий;
- самостоятельное изучение некоторых теоретических разделов, тематика которых представлена в таблице 3.
Таблица 3
Темы и объём изучения теоретических разделов дисциплины самостоятельно
| 
   Номер темы  | 
  
  
   Тематика самостоятельной работы  | 
  
   Кол-во академических часов  | 
 
| 
   1.  | 
  
   Методика построения статистической модели численными методами по результатам пассивного эксперимента применительно к параметрам состав – структура - свойства материала  | 
  
   2  | 
 
| 
   2.  | 
  
   Методика оптимизации состава и структуры материала по обобщенным параметрам  | 
  
   2  | 
 
| 
   3.  | 
  
   Разработка программы по расчету и оптимизации процесса охлаждения неограниченной пластины с учетом граничных условий первого рода и внутреннего тепловыделения  | 
  
   4  | 
 
| 
   4.  | 
  
   Разработка программного блока и решение оптимизационной задачи по расчету напорно-расходных характеристик каналов в неизотермической постановке для неньютоновских жидкостей с использованием граничных условий первого рода  | 
  
   4  | 
 
| 
   5.  | 
  
   Построение статистической модели численным методами по результатам пассивного эксперимента применительно к параметрам «состав – структура – свойства» материала  | 
  
   4  | 
 
| 
   Итого в 9м семестре  | 
  
   16  | 
 |
3.6. Расчетно-графические задания
Расчетно-графические задания (РГЗ) представляют решение задач моделирования и оптимизации. В течении семестра предусмотрено выполнение трех РГЗ. Защита первого РГЗ предусмотрена после 5 недели, второй – после 11 недели и третьей – после 16 недели.
Содержание и методика выполнения РГЗ приведена в методическом пособии:
Физулаков Р.А. Применение статистического моделирования для решения экстремальных задач технологии обработки материалов: учебное пособие.- Комсомлльск-на-Амуре, 2007. – 101 с. (ISBN 978-5-7765-0609-3)
График самостоятельной работы студентов в 9-ом семестре
| 
   Вид самостоятельной работы  | 
  
   Число часов в неделю  | 
  
   Итого по видам работ  | 
 ||||||||||||||||
| 
   1  | 
  
   2  | 
  
   3  | 
  
   4  | 
  
   5  | 
  
   6  | 
  
   7  | 
  
   8  | 
  
   9  | 
  
   10  | 
  
   11  | 
  
   12  | 
  
   13  | 
  
   14  | 
  
   15  | 
  
   16  | 
  
   17  | 
 ||
| 
   Подготовка к лекциям  | 
  
   0.2  | 
  
   0.2  | 
  
   0.2  | 
  
   0.2  | 
  
   0.2  | 
  
   0.2  | 
  
   0.2  | 
  
   0.2  | 
  
   0.2  | 
  
   0.2  | 
  
   0.2  | 
  
   0.2  | 
  
   0.2  | 
  
   0.2  | 
  
   0.2  | 
  
   0.2  | 
  
   3.2  | 
 |
| 
   Подготовка к практическим занятиям  | 
  
   1  | 
  
   1  | 
  
   1  | 
  
   1  | 
  
   1  | 
  
   1  | 
  
   1  | 
  
   1  | 
  
   8  | 
 |||||||||
| 
   Подготовка к контрольным мероприятиям  | 
  
   1  | 
  
   0,9  | 
  
   1  | 
  
   0,9  | 
  
   3.8  | 
 |||||||||||||
| 
   Выполнение расчетно-графических заданий  | 
  
   0,5  | 
  
   0,5  | 
  
   0,5  | 
  
   0,5  | 
  
   0,5  | 
  
   0,5  | 
  
   0,5  | 
  
   0,5  | 
  
   0,5  | 
  
   0,5  | 
  
   0,5  | 
  
   0,5  | 
  
   0,5  | 
  
   0,5  | 
  
   0,5  | 
  
   0,5  | 
  
   8  | 
 |
| 
   Изучение теоретических разделов дисциплины  | 
  
   2  | 
  
   2  | 
  
   2  | 
  
   2  | 
  
   2  | 
  
   2  | 
  
   2  | 
  
   2  | 
  
   2  | 
  
   2  | 
  
   2  | 
  
   2  | 
  
   2  | 
  
   2  | 
  
   2  | 
  
   2  | 
  
   2  | 
  
   16  | 
 
| 
   Итого в 9-ом семестре  | 
  
   2  | 
  
   2,7  | 
  
   2,2  | 
  
   2,7  | 
  
   2,2  | 
  
   2,7  | 
  
   2,2  | 
  
   2,7  | 
  
   2,2  | 
  
   2,7  | 
  
   2,2  | 
  
   2,7  | 
  
   2,2  | 
  
   2,7  | 
  
   2,2  | 
  
   2,7  | 
  
   2,2  | 
  
   43  | 
 
4. Технологии и методологическое обеспечение контроля результатов учебной деятельности обучаемых
4.1 Технологии и методическое обеспечение контроля текущей успеваемости студентов
Текущий контроль учебной деятельности студентов и учёт результатов этого контроля по дисциплине в целом позволяет студенту сформировать собственный план работы по изучению курса, способствует обеспечению ритмичности учебной деятельности обучаемых.
Для текущего контроля в данной дисциплине используются следующие подходы:
1) периодическая комплексная оценка результатов (2 раза в течение семестра) учебной деятельности каждого студента с учетом, как аудиторных занятий, так и графика выполнения самостоятельной работы (реализуется преподавателем проверкой посещаемости аудиторных занятий, ритмичности выполнения индивидуальных заданий, проверкой освоения материала и подготовки к выполнению тестов с помощью устного опроса);
2) проведение текущих контрольных мероприятий, а именно тестирования, в том числе с применением ЭВМ (данный подход даёт наиболее достоверные результаты в части освоения студентами учёбного материала). Тестирование включает три этапа. Дисциплина условно разбивается на две части. После изучения первой части студенты тестируются по вопросам, освещённым в первой части дисциплины
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.