циклов ЕН (Химия, Физика, Математика, Информатика), ОПД (Технология материалов и покрытий, Сопротивление материалов) овладение методологией современного научного и технического эксперимента, научного поиска для установления закономерной связи между химическим составом, структурой, свойствами и факторами технологических процессов обработки, определения путей и способов повышения свойств материалов и покрытий.
Данная дисциплина необходима для последующего изучения дисциплин цикла СД: Теория и технология термической и химико-термической обработки, Технология получения изделий в машиностроении, Методология выбора материалов и технологий в машиностроении, выполнения курсовых и дипломного проектов. Научно-исследовательская работа и дипломное проектирование студентом невозможно без знаний методов и умений применять методы моделирования и оптимизации.
1.4 Объёмы учебной работы и предусмотренные рабочими учебными планами реализуемой образовательной программы, формы аттестации её результатов
Таблица 1
Характеристика трудоёмкости дисциплины
Виды учебной работы |
Семестр |
Объёмы учебной работы (в семестре/в неделю), ч. |
Объёмы учебной работы в кредитах (зачётных единицах) |
||
Аудиторные занятия |
Самостоятельная работа |
Всего |
|||
1. Предусмотренный рабочим учебным планом объём изучения дисциплины в учебных семестрах: -всего |
7 |
34/2 |
51/3 |
85 |
2,4 |
2. По видам аудиторных занятий: |
7 |
||||
лекции |
17/1 |
- |
17/1 |
||
практические занятия |
17/1 |
- |
17/1 |
||
3. Аттестация по курсу: - ачет |
7 |
||||
4. Итого объём дисциплины по семестрам (записи в зачётную книжку): - зачет |
7 |
85 |
|||
5. Итого трудоёмкость дисциплины |
7 |
- |
- |
85 |
3. КАЛЕНДАРНЫЙ ГРАФИК ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1 Лекции
Таблица 2
Программа лекций
Семе стр |
Раздел |
Наименование темы |
Содержание темы |
Объем, ч |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
7 |
1. 1 |
Введение |
Роль математического и компьютерного моделирования и решения задач оптимизации в комплексной разработке и автоматизации проектирования и подготовки производства в области новых материалов и технологических процессов. |
2 |
7 |
2. |
Основы научных исследований |
Виды научных исследований. Этапы научно-исследовательской работы. Цель научного исследования. Проведение теоретических и экспериментальных исследований. Отчёт НИР. Другие виды документов НИР. Первичные документы НИР. |
2 |
7 |
3. 2 |
Основы моделирования материалов и процессов |
Принципы, методы и процедуры моделирования как формы отражения, описания и имитации действительных систем (объектов и процессов). Основные виды моделирования: концептуальное, структурно-функциональное, физическое, математическое и компьютерное (имитационное или программное). |
3 |
7 |
4. 3 |
Постановка задач оптимизации и поиск оптимальных решений |
Классификация и постановка задач оптимизации, условия и критерии оптимальности. Построение целевой функции, многокритериальные задачи оптимизации. Методы решения задач оптимизации: расчетно-аналитические методы, методы поиска оптимума на основе статистических моделей (градиентный метод, метод крутого восхождения, симплексный метод). Составление обобщенных параметров оптимизации. |
2 |
7 |
5. 4 |
Моделирование материалов и оптимизация параметров состав - структура - технологические и эксплуатационные свойства |
Принципы, методы и процедуры математического и имитационного моделирования структуры и свойств простых и сложных, в том числе композиционных материалов. Построение статистических моделей по результатам пассивных и активных экспериментов. Использование моделей для решения задач оптимизации состава, структуры и свойств материалов и технологических процессов. |
4 |
7 |
6. 5 |
Моделирование технологических процессов производства, и оптимизация их параметров |
Общие принципы, методы и процедуры математического и компьютерного моделирования явлений и процессов в технологии производства, обработки, переработки и соединения материалов. |
4 |
Всего |
17 |
3.2. Практические занятия
Таблица 3
Программа практических занятий
Семе стр |
Номер л/р |
Наименование |
Содержание и цель |
Объем ч |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
7 |
1. |
Решение задачи оптимизации содержания хрома в чугуне методом «Золотого сечения» |
Оптимизировать содержание меди в чугуне в диапазоне от 0 до 3% с точностью 0,05% методом «Золотого сечения». Параметром оптимизации является предел прочности на разрыв. |
4 |
2. |
Решение задачи оптимизации содержания меди в чугуне методом «Квадратичной интерполяции» |
Оптимизировать содержание меди в чугуне в диапазоне от 0 до 3% с точностью 0,05% методом «квадратичной интерполяции». Параметром оптимизации является предел прочности на разрыв. |
2 |
|
3. |
Оптимизация режимов термообработки бериллиевой бронзы методом покоординатного спуска |
Применяя метод покоординатного спуска, оптимизировать режим термообработки бериллиевой бронзы по двум технологическим параметрам. |
3 |
|
4. |
Решение задачи оптимизации содержания хрома и никеля в чугуне методом «Наискорейшего спуска» |
Оптимизировать содержание меди в чугуне в диапазоне от 0 до 2% с точностью 0,05% и содержание никеля в диапазоне от 0 до 3 % с точностью 0.05 % методом «Наискорейшего спуска». Параметром оптимизации является предел прочности на разрыв. |
2 |
|
5. |
Применение статистического моделирования для решения экстремальных задач технологии обработки материалов |
Построение статистических моделей процесса газо-лазерной резки (ГЛР) титановых сплавов, с последующей оптимизацией режимов ГЛР |
2 |
|
6. |
Оптимизация режимов термической обработки |
Решение задач оптимизации метолом линейного программирования |
2 |
|
Всего |
17 |
3.5. Объем, структура и содержание самостоятельной работы студентов, график ее выполнения
Самостоятельная работа студента при изучении МОСМТП предусматривает следующие виды
- подготовка к лекциям;
- подготовка к практическим занятиям;
- подготовка к контрольным мероприятиям;
- выполнение расчетно-графических заданий;
- выполнение расчетно-графических заданий;
- самостоятельное изучение некоторых теоретических разделов, тематика которых представлена в таблице 3.
Таблица 3
Темы и объём изучения теоретических разделов дисциплины самостоятельно
Номер темы |
Тематика самостоятельной работы |
Кол-во академических часов |
1. |
Методика построения статистической модели численными методами по результатам пассивного эксперимента применительно к параметрам состав – структура - свойства материала |
2 |
2. |
Методика оптимизации состава и структуры материала по обобщенным параметрам |
2 |
3. |
Разработка программы по расчету и оптимизации процесса охлаждения неограниченной пластины с учетом граничных условий первого рода и внутреннего тепловыделения |
4 |
4. |
Разработка программного блока и решение оптимизационной задачи по расчету напорно-расходных характеристик каналов в неизотермической постановке для неньютоновских жидкостей с использованием граничных условий первого рода |
4 |
5. |
Построение статистической модели численным методами по результатам пассивного эксперимента применительно к параметрам «состав – структура – свойства» материала |
4 |
Итого в 9м семестре |
16 |
3.6. Расчетно-графические задания
Расчетно-графические задания (РГЗ) представляют решение задач моделирования и оптимизации. В течении семестра предусмотрено выполнение трех РГЗ. Защита первого РГЗ предусмотрена после 5 недели, второй – после 11 недели и третьей – после 16 недели.
Содержание и методика выполнения РГЗ приведена в методическом пособии:
Физулаков Р.А. Применение статистического моделирования для решения экстремальных задач технологии обработки материалов: учебное пособие.- Комсомлльск-на-Амуре, 2007. – 101 с. (ISBN 978-5-7765-0609-3)
График самостоятельной работы студентов в 9-ом семестре
Вид самостоятельной работы |
Число часов в неделю |
Итого по видам работ |
||||||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
||
Подготовка к лекциям |
0.2 |
0.2 |
0.2 |
0.2 |
0.2 |
0.2 |
0.2 |
0.2 |
0.2 |
0.2 |
0.2 |
0.2 |
0.2 |
0.2 |
0.2 |
0.2 |
3.2 |
|
Подготовка к практическим занятиям |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
8 |
|||||||||
Подготовка к контрольным мероприятиям |
1 |
0,9 |
1 |
0,9 |
3.8 |
|||||||||||||
Выполнение расчетно-графических заданий |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
8 |
|
Изучение теоретических разделов дисциплины |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
16 |
Итого в 9-ом семестре |
2 |
2,7 |
2,2 |
2,7 |
2,2 |
2,7 |
2,2 |
2,7 |
2,2 |
2,7 |
2,2 |
2,7 |
2,2 |
2,7 |
2,2 |
2,7 |
2,2 |
43 |
4. Технологии и методологическое обеспечение контроля результатов учебной деятельности обучаемых
4.1 Технологии и методическое обеспечение контроля текущей успеваемости студентов
Текущий контроль учебной деятельности студентов и учёт результатов этого контроля по дисциплине в целом позволяет студенту сформировать собственный план работы по изучению курса, способствует обеспечению ритмичности учебной деятельности обучаемых.
Для текущего контроля в данной дисциплине используются следующие подходы:
1) периодическая комплексная оценка результатов (2 раза в течение семестра) учебной деятельности каждого студента с учетом, как аудиторных занятий, так и графика выполнения самостоятельной работы (реализуется преподавателем проверкой посещаемости аудиторных занятий, ритмичности выполнения индивидуальных заданий, проверкой освоения материала и подготовки к выполнению тестов с помощью устного опроса);
2) проведение текущих контрольных мероприятий, а именно тестирования, в том числе с применением ЭВМ (данный подход даёт наиболее достоверные результаты в части освоения студентами учёбного материала). Тестирование включает три этапа. Дисциплина условно разбивается на две части. После изучения первой части студенты тестируются по вопросам, освещённым в первой части дисциплины
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.