В. Бельковец,
редактор-эксперт по правовым вопросам
"Практическая бухгалтерия", N 8, август 2010 г.
Оглавление
О судах
Постоянно действующие третейские суды
Третейские суды для разрешения конкретного спора
О спорах
Условия передачи спора в третейский суд
Третейские расходы
Третейское разбирательство
Решение третейского суда
Оспаривание и отмена решения третейского суда
Исполнение решения третейского суда
Споры между хозяйствующими субъектами и контрагентами в частности могут рассматривать не только арбитражные суды и суды общей юрисдикции. Стороны могут заключить между собой соглашение о передаче спора на разрешение третейского суда. Причем желательно сделать это заранее, до возникновения спорной ситуации. В связи с этим более подробно остановимся на том, какие бывают третейские суды, какие споры они могут рассматривать и что необходимо предпринять, чтобы возникший спор подлежал рассмотрению в третейском суде.
Основной нормативный документ, который устанавливает правовые основы деятельности третейских судов в России, - Федеральный закон от 24 июля 2002 г. N 102-ФЗ "О третейских судах в Российской Федерации" (далее - Закон о третейских судах). Он определяет порядок образования и деятельности третейских судов, порядок передачи споров в такие суды, процедуру рассмотрения спора и исполнения решения по нему, а также вопросы, связанные с расходами на третейское разбирательство.
В силу Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе в Российской Федерации" третейские суды не входят в российскую судебную систему. Соответственно их решения не являются актами правосудия.
При рассмотрении споров третейские суды руководствуются теми же источниками, что и государственные суды: нормативно-правовой базой, международными договорами, обычаями делового оборота, аналогией закона. В настоящее время в России насчитывается порядка 500 третейских судов.
Третейские суды бывают двух видов: постоянно действующие и образованные сторонами для решения конкретного спора.
Их могут образовать только юридические лица и их объединения. Обычно постоянные третейские суды функционируют при торгово-промышленных палатах, правозащитных организациях, биржах, общественных объединениях предпринимателей и потребителей, их ассоциациях и союзах, компаниях юридической направленности.
Однако не любые юридические лица вправе образовать третейский суд. Например, в постановлении ФАС Московского округа от 22 июня 2005 г. N КГ-А40/5132-05 разъяснено: постоянно действующие третейские суды не могут быть созданы при органах публичной власти, в том числе наделенных правами юридического лица (при различных министерствах, ведомствах, управлениях и т.п.). Такое правило объясняется тем, что данные организации могут прямо или косвенно использовать свои властные полномочия, а это противоречит природе третейского суда и рассматриваемых им споров. Так, указанным постановлением создание постоянно действующего третейского суда для разрешения экономических споров при государственном ведомственном вузе признано не соответствующим требованиям Закона о третейских судах.
К основным документам постоянно действующего третейского суда относятся:
- решение об образовании суда;
- положение о суде (например, Регламент Третейского суда для разрешения экономических споров при Торгово-промышленной палате России (утв. приказом ТПП РФ от 22 июля 2006 г. N 48), Регламент Страховой арбитражной комиссии - Третейского суда для разрешения экономических споров при Всероссийском союзе страховщиков (утв. президиумом Всероссийского союза страховщиков 30 сентября 1997 г., протокол N 7));
- утвержденный список третейских судей (может носить для сторон обязательный или рекомендательный характер).
Порядок образования таких судов и правила третейского разбирательства стороны определяют сами, но с обязательным учетом положений Закона о третейских судах.
По общему правилу третейский суд может рассмотреть любой спор, вытекающий из гражданских правоотношений. Таким образом, третейские суды имеют право рассматривать только так называемые частноправовые споры (в которых стороной не может выступать орган публичной власти и которые не относятся к сфере административных, налоговых и иных публичных правоотношений). Например, третейский суд не вправе рассматривать:
- дела о банкротстве граждан, индивидуальных предпринимателей и организаций, так как это в компетенции исключительно арбитражных судов (п. 3 ст. 33 Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)");
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.