Экономико-психологические основы мотивационных процессов в системе формирования и реализации идей и замысла нового продукта

Страницы работы

9 страниц (Word-файл)

Содержание работы

ЭКОНОМИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОТИВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В СИСТЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ИДЕЙ И ЗАМЫСЛА НОВОГО ПРОДУКТА

УДК 338.12

Коноваленко М.К.

канд. экон. наук, доцент ХГПУ

Идея и замысел являются продуктом умственной деятельности человека. Эволюция от первоначальных образов до появления идеи или замысла происходит вследствие сложного, порой противоречивого динамического взаимодействия между зрительными образами, понятиями и словами, обусловленные как самой спецификой человеческой психики, так и характером творческой деятельности. Наука начинает видеть, как некоторые мозговые структуры, реагирующие на сигналы из внешнего мира, могут возбуждать в бесчисленных нервных сетях мозга процессы, запускающие ту или иную форму поведения.

Мышление является функцией мозга и в этом смысле представляет собой естественный процесс. Исходные чувственные данные и практическое действие опосредуется все более длинным рядом мыслительных процессов, приобретающих впоследствии способность отделяться от внешней практической деятельности. При этом общественное разделение труда дифференцирует образ и направление мышления. Утрата мышлением в его развитых формах прямой и непосредственной связи с практической деятельностью приводит к тому, что оно может давать ложные, иллюзорные знания; это ставит проблему критерия истинности мышления, адекватности его результатов объективной реальности. Таким критерием является практика. Теоретические результаты, к которым приходит мышление, должны проверяться в практической деятельности и в эксперименте. Однако под практикой следует понимать здесь не индивидуальную, а совокупную общественную практику, что делает необходимым подчинение процессов мышления определенным правилам или предписаниям, выработанным в историческом опыте познания. Психология человека в значительной степени связана с физиологией мозга. Эту связь блестяще сформулировал выдающийся психолог Л.С.Выгодский: "Неразрешимость психической проблемы для старой психологии и заключалась в значительной мере в том, что из-за идеалистического подхода к ней психическое вырывалось из того целостного процесса, часть которого оно составляет и ему приписывалась роль самостоятельного процесса, существующего наряду и помимо процессов физиологических... мы должны изучать не отдельные, вырываемые из единства психические и физиологические процессы, которые при этом становятся совершенно непонятными для нас; мы должны брать целый процесс, который характеризуется со стороны субъективной и объективной одновременно" [2, с.137].

Мышление объективно существует (возникает, формируется, развивается) только как непрерывное взаимодействие субъекта с объектом действия и познания, т.е. как специфическая, в развитом виде, теоретическая деятельность. Мышление проявляется и формируется в реальной жизни людей, в их делах и поступках, в постановке и решении жизненно важных задач и проблем, постоянно возникающих в ходе практической, теоретической, эстетической и т.д. деятельности, в процессе взаимоотношений человека с человеком, с природой. Любое мышление неотрывно от предметного содержания объекта, познаваемого субъектом, т.е. оно всегда есть отражение объекта.

Мышление как специфически человеческая форма деятельности, может выполнять стоящую перед ним задачу, если оно целенаправлено обеспечивает контроль за своими операциями, если происходит постоянное сличение производимых интеллектуальных действий с ожидаемым продуктом.

Одним из ведущих факторов, определяющих целенаправленность мышления, является его мотивированность. Целостный подход в изучении мышления включает мотивацию как основную образующую личности в число факторов, анализируемых при определении характера и структуры мышления, его специфики и продуктивности. Их действие проявляется через целую систему механизмов и психологических образований — волевых, эмоциональных, мотивационных, включенных в мыслительный процесс в качестве внутреннего условия его развития. При анализе мотивационной регуляции мышления открывается ее сложный комплексный характер — полимотивированность и иерархичность. Основным в этом комплексе является класс мотивов, связанных с самой мыслительной деятельностью, и класс мотивов, направленных на результат в смысле его внешней, унитарной значимости.

В [5] отмечено, что проведенные экспериментальные исследования влияния мотивов на процессы решения человеком различного типа мыслительных задач (вербальных, комбинаторных и творческих) показало, что процессы решения самым существенным образом связаны с их субъективной значимостью, с тем, в какую целостную структуру человеческих жизненных отношений они включены. Изменение мотивации мыслительной деятельности достигалось посредством ее включения в контекст других видов деятельности с различными целями: выполнить инструкцию экспериментаторов, победить в соревновании, дать высокие результаты в "исследовании умственной одаренности". Влияние мотивации определяло широкий комплекс различий по всем существенным параметрам мыслительного процесса. Экспериментом было установлено, что продукты и результаты мышления выступают в прямой связи с его исходными мотивационными характеристиками. При сравнительном анализе продуктивности мышления установлено, что различия в показателях продуктивности в зависимости от мотивации: при решении вербальных задач — до двух раз, при решении комбинаторных — до трех раз, при решении творческих задач — до пяти раз. Конкретное содержание мышления, в зависимости от специфики мотивации характеризуется значительными различиями. Значительно увеличивается количество продуцируемых идей и их оригинальности. Это говорит о существенной перестройке, под влиянием мотивации, процессов образования и актуализации смыслов объектов, достигаемой через их включение в значительно более широкие и разнообразные смысловые связи с другими объектами и свойствами вещей, удовлетворяющие характеристикам цели в ее субъективной личностной интерпретации. Состав действий и операций, из которых складывается мыслительный процесс, их развитие и динамика оказываются связанными с характеристиками регулирующих его мотивов. Изменяется динамика временных характеристик мыслительного процесса — увеличивается время решения задач при повышении значимости мотивации (в экспериментах [5] до 6 раз). Временные характеристики мышления отражают характер и содержание составляющих его действий, в частности включение или большее место специальных действий по образованию целей и их взаимоотношению, включение новых способов анализа ситуации, обеспечивающих один из существенных процессов в мышлении -"удержание на проблеме". Этот процесс, в свою очередь, регулирует раскрытие внутренних возможностей и резервов субъекта.

Похожие материалы

Информация о работе