При решении творческих задач мотивы оказываются взаимосвязанными с анализом условия задачи, с нахождением в ней тех возможных преобразований, которые определяют достижение цели задачи. Различия в анализе определяют нахождение творческого подхода к задаче — актуализации скрытых свойств объектов, преодоление шаблонных представлений, лежащих в основе известного феномена — "психологического барьера". Такое изменение характера и специфики действий в решении творческих задач связано с преобразованием процессов построения и развития целей и проблем в задаче, иной оценкой значимости элементов и свойств ситуации. Таким образом, структура, динамика и содержание мышления обусловлены его мотивацией. Внутренние механизмы, лежащие в основе этой обусловленности, следующие. Значимость мотивации есть предпосылка активизации мыслительного процесса, изменения его динамической напряженности, создаваемой той дополнительной энергией процесса, которая создается включением мышления в иную структуру отношений субъекта к среде. Однако кроме активизации мыслительной деятельности имеет место ее преобразование, перестройка. Такая перестройка фиксируется на этапе понимания, оценки и принятия цели задачи. Рубинштейн С.Л. в [6] отмечал, что "для совершенствования действия недостаточно того, чтобы задача была субъектом понята, она должна быть субъектом принята", должна найти отклик в его стремлениях и переживаниях, должна быть соотнесена с его общей иерархической системой мотивов, включена в эту систему как средство удовлетворения определенных мотивов личности. В соответствии с тем, какое место в этой системе занимает деятельность по решению определенной задачи, актуализируются различные структуры связей, смысловых и личностных отношений субъекта, актуализируются, складываются различные критерии, формирующие самооценку и прогнозирование оценки результатов деятельности. Эти критерии регулируют процесс раскрытия субъектом своих возможностей в отношении достижения цели задачи, направленность и структуру проводимого анализа условий задачи, поиска решения. В мыслительном процессе существенную роль играют не только процессы понимания.
Процесс решения мыслительной задачи состоит в выборе информации, которая поступает как результат собственных действий субъекта.
В процессе мышления моделирование выступает в двух аспектах: модель как образ и модель образа. Очень часто психический образ трактуют как модель объекта, отраженного в этом образе. Последний часто отождествляется здесь с моделью. Тогда все познание в целом выступает как моделирование мозгом объекта внешнего мира. Во втором случае стремятся построить модель самого образа, самого психического процесса, в котором отражен объект. При изучении процесса мышления моделью считается сам психический образ, существующий в голове человека.
Взаимно — однозначное соответствие между элементами и связями моделируемой и моделирующей систем, двух множеств элементов, создает возможность перехода от любого элемента или связи одной системы к соответствующему элементу или связи другой системы. Взаимность, обратимость таких отношений означает, что с помощью изучения свойств одной из информационных систем в принципе можно определить свойства другой системы. Ради этого и используют моделирование в качестве особого метода научного исследования. Изоморфное отображение одного множества (системы) элементов на другое рассматривают как функциональное замещение "одной системы с помощью другой, т.е. модель".
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.