ТЕМА 10. УПРАВЛЕНИЕ РАБОЧИМ ВРЕМЕНЕМ РАБОТНИКА
10.2 Планирование рабочего времени руководителей и специалистов
Управление рабочим временем, как и управление временем вообще, актуально не только для руководителей всех уровней. Управление временем – это важная социальная и гуманитарная задача для каждого члена современного общества, желающего жить полноценной жизнью.
Управление рабочим временем предусматривает его структурирование, распределение по задачам, решаемым сотрудником в рамках текущей деятельности или задач, выходящих за ее рамки. Любая задача должна быть выполнена в указанные временные рамки, то есть у каждой запланированной условно неделимой задачи есть как минимум три критически важные для бизнеса характеристики – дата начала, дата окончания и затраченное время.
Рабочее время – время участия в трудовой деятельности, измеряемое продолжительностью рабочего дня, недели, месяца или года.Продолжительность ежедневной работы определяется правилами внутреннего трудового распорядка или графиком сменности, утвержденным работодателем по согласованию с представительными органами работников.
Для повышения эффективности использования рабочего время персонала работодатель может использовать множество вариантов. По мнению Дж. Коула наиболее распространенными являются следующие [Коул]:
1. Сверхурочная работа – работа, производимая работником по инициативе работодателя, а также работа сверх нормативного числа рабочих часов за учетный период.
2. Сменная работа – работа в посменном режиме, позволяющая использовать максимально необходимое количество часов в сутки. В такой ситуации обычные сутки могут включать в себя сразу несколько «стандартных рабочих дней» (например, 3 восьмичасовые смены, 2 смены по 8 или 12 часов и т.п.).
3. Работа в режиме гибкого рабочего времени – работа, которая предусматривает варьирование рабочего времени в соответствии с договоренностью сторон трудового договора при условии, что работник отработает суммарное количество рабочих часов в течение соответствующих периодов (рабочего дня, недели и других).
4. Работа на условиях лизинга персонала – привлечение персонала по дополнительному договору с третьей фирмой, которая держит этот персонал в штате. Такая тактика зачастую используется вместо расширения штата собственного персонала.
5. Временная работа – найм дополнительного количества работников в штат на условиях срочного трудового договора на срок до двух месяцев.
6. Бригадная работа – разделение существующей работы между двумя и более работниками с оплатой труда каждого в определенной пропорции от суммарной выручки бригады.
7. Неполное рабочее время – найм работников на временной или постоянной основе для работы нескольких часов в неделю.
8. Надомная работа – разрешение работать дома в то или иное время с учетом того, что работник всегда может обратиться за консультированием. Надомная работа предусматривает, что работник, будучи дома, выполняет свою работу, используя компьютерное или другое оборудование, предоставляемое организацией.
Основные преимущества и недостатки каждого из направлений использования рабочего времени персонала представим в таблице 10.1.
Таблица 10.1
Основные направления использования рабочего времени персонала: преимущества и недостатки
Направления |
Преимущества |
Недостатки |
Сверхурочная работа |
Удобный инструмент, позволяющий увеличить продолжительность рабочего времени занятого персонала. Может выполняться добровольно или по инициативе работодателя |
Не самый идеальный инструмент в плане экономии издержек. Может стимулировать персонал на «отсрочку» работы до того времени, когда она будет оплачиваться по повышенным ставкам |
Сменная работа |
Может обеспечить работу в течение 24 часов в сутки при необходимости. Позволяет увеличить продолжительность человеко-часов в сравнении со стандартным режимом трудового дня |
Далеко не всегда бывает просто нанять персонал на то время, когда для остальных людей работа уже давно закончилась. Увеличивается время контроля со стороны высшего руководства |
Работа в режиме гибкого рабочего времени |
Может являться элементом мотивации персонала. Не требует больших капиталовложений |
Ключевой персонал может отсутствовать на месте при возникновении необходимости в его присутствии |
Работа на условиях лизинга персонала |
Может быть очень эффективным инструментом для экономии издержек. Снижает абсолютную зависимость от собственного персонала (такая политика является ключевой для большинства крупных производственных организаций Японии) |
Требует тщательного отбора персона для лизинга. Самая главная проблема здесь – контроль качества |
Временная работа |
Является постоянным источником трудовых ресурсов на время отпусков, отсутствия по болезни, временного повышения деловой активности др. экстренных случаев. Дешевле при найме, чем основной персонал |
Возможно возникновение ситуации, когда необходимый работник уже ушел или еще не пришел |
Бригадная работа |
Позволяет привлечь опытный персонал, испытывающий желание работать на условиях частичной занятости |
На практике разделение обязанностей довольно сложно организовать. Не имеет реальных преимуществ по сравнению с частичной занятостью |
Неполное рабочее время (частичная занятость) |
Необходима для реализации случайных кратковременных работ (например, расстановки товаров на полках супермаркета). Может быть полезна для малого бизнеса |
Работники, привлекаемые по такой схеме, могут не испытывать лояльность организации, или такая лояльность будет минимальна |
Надомная работа |
Всегда доступный источник трудовых ресурсов, который является эффективным инструментом экономии кадровых издержек (из-за низких накладных расходов). Позволяет квалифицированным, опытным работникам совмещать работу с домашними обязанностями (большинство таких работников – женщины) или другим постоянным местом работы |
Требует тесной коммуникации с надобными работниками, оценки труда и пристального внимания за выполнением работы |
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.