1. Корпоративная стратегия – стратегия для компании и сферы ее деятельности. Необходима для достижения целей на общем корпоративном уровне;
2. Деловая стратегия – для определения каждого отдельного вида деятельности компании;
3. Функциональная стратегия – для каждого функционального направления сферы деятельности;
4. Операционная стратегия – более узкая стратегия для основных структурных единиц: заводов, торговых региональных представителей и отделов.
Стратегия нижнего уровня поддерживает и дополняет стратегию высшего уровня и делает свой вклад в достижении целей на высшем уровне, который охватывает компанию в целом.
2. СПОСОБЫ РАЗРАБОТКИ СТРАТЕГИИ
Компании и управленцы по-разному выполняют задания с разработки стратегии. Существует 4 способа разработки стратегии:
1. Главный стратегический подход – управленец отдельно выступает главным стратегом и воздействует на оценку состояния, на альтернативные стратегии и на детали стратегии.
2. Подход «делегирования полномочий» - в этом случае ответственный управленец передает разработку стратегии другим. Такой стиль разработки стратегии имеет преимущество в том, что позволяет управляющему выбрать среди различных стратегических идей и дает возможность широкого участия и вклада со стороны управляющих всех уровней и регионов.
3. Общий подход – это средний вариант между двумя предыдущими. Наибольшим преимуществом тут является то, что тот, кому поручено разрабатывать стратегию, должен ее осуществлять.
4. Инициативный подход – управляющий отдельно не заинтересованный ни в разработке деталей стратегий, ни в возглавлении группы «генераторов идей» для разработки стратегии.
3. ВЫБОР СТРАТЕГИИ ФИРМЫ
3.1. Основные составляющие выбора стратегии
К основным составляющим, которые влияют на выбор стратегии, можно отнести:
& Цели организации;
& Размер организации;
& Привлекательность рынка;
& Стратегии конкурентов;
& Состояние рынка и позиция организации в нем;
& Конкурентные преимущества в организации;
& Потенциал организации;
& Особенности продукции;
& Затраты на производство и сбыт продукции;
& Финансовые ресурсы организации.
Просчитать все перечисленные составляющие при выборе стратегии практически невозможно. Наибольшее влияние при выборе стратегии имеют цели и финансовые ресурсы организации, приоритеты и интересы управляющего.
К составляющим, которые наиболее влияют на выбор стратегии (табл.1.) следует отнести цели организации, приоритеты и интересы высшего руководства.
Таблица 1.
Ценностные ориентации управляющих
Ориентации |
Категории ценностей |
Типы приоритетных целей организации |
1 |
2 |
3 |
Теоретические |
Истина, знания, рациональное мышление |
Исследования и разработки |
Экономические |
Практичность, корыстность |
Рост, прибыльность, результативность |
Политические |
Власть |
Общий объем капитала и продаж, численность работающих |
Социальные |
Отношениями |
Социальная ответственность |
Эстетические |
Гармония, формы и симметрия |
Дизайн изделия, качество, привлекательность |
Религиозные |
Моральные нормы |
Этика |
Не менее важным составляющим является размер организации.
3.2. Выбор стратегии для организаций, которые можно отнести к большому бизнесу
Выбор стратегии фирмы осуществляется управлением на основе анализа ключевых факторов, которые характеризуют состояние фирмы, с учетом результатов анализа портфеля бизнесов, а также характера и сущности реализованных стратегий.
Состояние отрасли и позиции фирмы в отрасли чаще всего могут играть важную роль при выборе стратегии роста фирмы. Ведущие, сильные фирмы должны стремится к максимальному использованию возможностей. Лидирующие фирмы в зависимости от состояния отраслей должны выбирать разные стратегии роста.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.