МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ
ХАРЬКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Седова Л.Н.
ТЕКСТ ЛЕКЦИЙ "НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ВЕДЕНИЯ ДЕЛОВЫХ ПЕРЕГОВОРОВ"
ПО КУРСУ "ЭТИКА ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ"
для студентов всех специальностей всех форм обучения
Харьков, ХГЭУ, 2002
Процесс взаимодействия и общения между различными народами становится довольно тесным. Знанию и соблюдению правил ведения переговоров, знанию делового протокола и определению этических правил, установленных протоколами разных стран и посвящено это издание.
Рекомендуется студентам, аспирантам и специалистам в области переговоров.
Седова Л.Н.
Национальные особенности ведения деловых переговоров курса "Этика делового общения". Текст лекций. — Харьков: изд. ХГЭУ, 2002. — 104 с. (Русск. яз.)
© Харьковский государственный
экономический университет, 2002
© Седова Л.Н.
2002
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время процесс взаимодействия, общения между различными народами стал довольно тесным. Обычаи, традиции, правила поведения народов смешались. Принимая во внимание эти обстоятельства настало время говорить о международных правилах хорошего тона, о международном этикете. Знание и соблюдение этих элементарных правил хорошего тона облегчает жизнь и помогает чувствовать себя комфортно и уверенно в любых ситуациях повседневного, делового, а также и международного общения.
В Украине данной проблеме уделялось недостаточно внимания. За рубежом на эту тему издано множество литературы, детям в курсе школьной программы вводят определенные занятия, на которых преподают правила хорошего тона, а также практикуются ролевые игры в детских учреждениях и транслируются телевизионные передачи на эту тему. И только в последние годы этике делового и международного сотрудничества стало уделяться больше внимания. Это связано с тем, что международные отношения не ограничиваются государственными контрактами, а все большую роль в экономическом портрете страны играют частные лица и негосударственные компании разной величины, заключающие контракты с зарубежными партнерами. Для успешной и продуктивной деятельности им необходимо придерживаться определенных правил, установленных протоколом делового общения.
Международный бизнес чреват осложнениями, когда речь идет о совместных предприятиях или деловых переговорах.
Культурные различия в международном бизнесе очень часто порождают разрывы деловых соглашений, резкие противостояния на деловых переговорах. Происходит это потому, что каждой стране присущи свои национальные особенности, несоблюдение которых приводит к негативным последствиям.
Сравнение национальных культур часто начинается с выявления различий в социальном поведении. Приветствуя друг друга, японцы не пожимают друг другу руки, они кланяются. Бразильцы предпочитают коричневую обувь черной и приезжают на вечеринки с опозданием часа на два. Греки смотрят вам прямо в глаза, кивают головой, когда хотят сказать "нет", и от случая к случаю бьют посуду о стены в ресторанах. Французы тщательно подчищают тарелку кусочком хлеба, макают булочку в кофе, а в бистро здороваются за руку даже с незнакомыми людьми. Британцы наклоняют глубокую тарелку от себя, едят горох, перевернув вилку, а в гольф играют даже под дождем.
Об особенностях различных наций говорят: "Для немца и финна
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.