Явное отрицательное отношение к нигилизму. Это превратило Волохова в карикатуру. Отсюда отрицательно отношение молодежи к роману. Роман написан прекрасно, мастерство Гончарова возросло, написан в другой манере. Роман пронизывает тема страстей. Они управляют людьми. Эта динамичная тема определила динамичный сюжет. Роман легко читается, но производит впечатление разговора на старую тему. Это связано прежде всего с образом Райского.
Райский – типично лишний человек, трактуемый так, как относились к ним в 60-ые г., когда трагедия лишних людей осталась позади; после статьи Добролюбова «Что такое обломовщина». Это человек, который сам виновен во всех собственных неудачах.
Легко зажигаются, увлекаются, но и столь же быстро остывают, отсюда поверхностность чувств. С этой поверхностью чувств связано качество характера – дворянский дилетантизм. Райский – дилетант в искусстве, в жизни. Ни одно дело не увлекает его надолго и всерьез, и также в страсти, в любви, поэтому быстро меняется.
Т.Е. по Гончарову, Райский должен учиться внутренней серьезности. Жить жизнью обитателей Малиновки, где люди живут так кипуче, это курс его обучения. В Петербурге это невозможно, люди более холодные, неглубокие. В деревне живет его бабушка, Татьяна Марковна Бережкова и две кузины: Марфенька и Вера. Близки к сестрам Лариным, только Пушкин равнодушен к Ольге, Марфенька – недалекая, патриархальная, но она очаровательна, потому что естественна. Патриархальность, для Гончарова, - это естественность, природность.
Но бабушка и Вера люди более сложные. Бабушка пережила любовную трагедию, наказала себя – не пошла замуж, заковала себя понятиями морали. С Марфенькой получаются эти понятия, но с Верой нет. Вера – это личность, она хочет самостоятельности, в этом женщина 60-х г., в 40-е только начинается женская эмансипация.
Вера стремится к самостоятельности. В деревне два дома, она живет самостоятельно в большом доме. Вера хочет знать, думать. Она поражает Райского, что ее не надо развивать. Она читала серьезно все то, что и Райский.
Гончаров намеренно строил свое повествование так, чтобы заинтриговать читателя, привлечь внимание к главной героине, связав с ней ряд неожиданных событий, резких, внезапных перемен в ходе действия и в судьбах персонажей. Сам характер долго остается загадкой, выясняется не вдруг и не весь. Вокруг нее долго сохраняется романтический ореол недосказанности, глубоко скрытых страстей и мыслей. Она полная противоположность Марфеньки, чья простая и чистая натура видна вся в ясном, ровном солнечном свете.
Напряженное внимание к Вере поддерживается еще и другой тайной: кого же любит она, кто овладел чувствами и волей своенравной девушки? Гончаров искусно оттягивает разрешение загадки, вовлекая читателя далее и далее в сложный внутренний мир Веры, и лишь в самом конце третьей части дает ответ, который и ошеломляет, и обнажает скрытую до сих пор логику ее поведения и всего хаарктера.
Герой Веры – Марк, человек, высланный за неблагонадежное поведение. Понимаемый как карикатура на Базарова. Источники убеждения – вульгарный материализм, вместе с ним – политическая радикальность, с другой стороны – отрицание духовной жизни, отрицание дворянской культуры, любви, искусства, т.е. комплекс нигилизма. Поведение Марка, по Гончарову, должно его дискредитировать.
Марк отрицает церковный брак, вечную любовь. Для него есть только страсть. Это убеждение очень распространенное. Марк предлагает Вере любовную связь без обязанностей и обязательств, не задумываясь о ее жизни. Вера поставлена перед тем комплексов убеждений, принципов, которые выдаются за правду, которые оборачиваются карикатурным ликом. Тем ни менее Вера любит Марка.
Гончаров обрабатывал реальный материал. Он близок к семье Майкова. Екатерина Павловна, жена Владимира Майкова, ушла, оставила семью, вступила в гражданский брак, но не надолго. И осталась одна, но не вернулась в семью. По этой истории Гончаров понял, как влечет новизна русскую женщину. Русская женщина очень серьезна, и здесь жажда героического. Декабристки. Героический поступок, который раздвинет границы света, семьи, света, жажда к риску, всему, что создает личность. И для Веры Марк – то, что есть за ним – это возможность нового пути. Но Вера остается человеком глубоко сознательным. Она должна сама понять, что обещает ей Марк, это любовь – поединок.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.