Обломов значительней и шире обломовщины. От обломовщины необходимо избавляться, от Ильи Ильича избавляться нельзя. Избавившиеся от него Штольц и Ольга наказаны: они пришли к той же обломовщине, только с другой стороны.
Интересно сопоставлен у Котельникова халат Обломова с халатом у Вязнмского, «Сон» Пушкина. (с.114…).
Когда роман назван именем героя, то и весь роман строится вокруг героя. Гончаров, как продемонстрировала «Обыкновенная история», Гончаров любит противоположности, причем контрасты; любит детали. Но Гончаров особенно медлителен, обстоятелен. В романе длительная экспозиция: 1 часть и начало 2-ой. 2-ая часть – любовь, 3-я - разрыв, 4-ая – две разделенные сюжетные линии: Обломова и Ольги. Эпилог заканчивает все, говорит обо всех героях.
Первая часть, 1-4-ые глава знакомит с героем, она дает портрет, интерьер, быт, представляет Захара. Захаром начат разговор об Обломове и других. 2-я часть – гости, только как представители других. 5-6 – биография Обломова, 7 – биография Захара. 8 завершает разговор о других. 9 – сон – первая глава, объясняющая. Почему он такой. 10 – развлечения Захара и 11- Штольц. И это еще экспозиция, мы должны увидеть предмет со всех сторон.
Ритм романа соответствует ритму героя, та же неторопливость. Мягкость перехода описания от одного к другому.
Портрет. У Тургенева – конкретные детали, он подчеркивает индивидуальность героя. Гончаров рисует те черты, которые отражают образ жизни, типическое. Обломовский ряд: халат, туфли, диван, квартира, доход от имения; противопоказано: тапки, койка.
Вина за состояние дома лежит и на Обломове, и на Захаре. Параллелизм героев:
- и Захар, и Обломов любят полежать;
- у каждого свои дела, которые никто не делает;
- каждый очерчивает себе жизненный круг, и никто не выходит за него;
- каждый из них создает вид деятельности.
Захар больше обломов, чем сам Обломов. Т.е. общая нежизнеспособность, неумелость. Две ветви от одного дерева. Эта психология, ничего не менять – духовный консерватизм.
В романе, как всегда, присутствует юмор: то, что должно быть достоинством, переведено на недостатки, а недостатки возведены до достоинства. Главное достоинство с точки зрения Захара – барство. Гора корок – это хорошо, значит есть чему валяться, значит в доме всего много, есть чему валяться. Барство принимается как главное достоинство.
Гости: Волков – светский франт; Судьбинский – вся жизнь – карьера; Пенкин – обличительное направление, которое развернется после Крымской войны, которое было поверхностным. Разговор с Пенкиным сильно всколыхнул Обломова, но на одну минуту. Эти трое других составляют среду. Это цепь пустых людей. Обломов чувствует себя счастливее их, он лучше их и выше. Они представляют вид деятельных людей, и они дают Обломову самоуспокоение – он мог бы так же.
Выводы Обломова двухчастны: о госте и себе. Но о себе выводы неправильные и у гостей он берет только плохое.
Сон Обломова. Натуральное хозяйство, патриархальность, крепостное право как основа и застой. Это узкий круг, внешнего мира боятся, зато соблюдаются обычаи, жизнь по укладу, по привычкам, а не по собственным мыслям. Крестьяне и помещики живут одинаково, один тип жизни: добродушие, неподвижность, сон. Он вполне реален и историчен этот мир, затерявшийся в отдаленной российской губернии: в нем обитают реальные русские помещики, дворовые, крестьяне; реальны быт, понятия, верования этих людей, реальна природа, с которой почти нераздельно сливается их существование, связанное с календарем и повседневным распорядком жизни.
Но вместе с тем этот мир принадлежит как будто не только 19 век. Во всем здесь ощутимы не прервавшиеся еще связи с временами праисторическими. Поэтому воскрешаемые в рассказах няни сказочные мотивы – о добрых волшебницах, о реках молока и меду, о чудесах и подвигах – так легко смешиваются в сознании Илюши с впечатлениями окружающей его жизни и составляют ними одно целое. Здесь во всем обнаруживаются нетронутая древняя первооснова отношений человека и природы, человека с человеком. Здесь еще царит почти первобытная патриархальность, застывшая на пороге иной эпохи, хоть временами чуть колеблема отдаленными пока веяниями цивилизации.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.