По иному читается характер Обломова. Пшеницына очеловечилась рядом с Обломолвым. Любовь подарила ей живую душу, Обломов, приговоренный к смерти, как будто заново обласкан автором (рад за Ольгу, пощечина). А Штольц оказывается все суше, правильнее и неинтереснее.
Т.е. растут симпатии автора к Обломову и иссякают к Штольцу. Обломов не дал Ольге того, что хотела и ждала лна. А дал ли ей полноту жизни Штольц? Как будто бы да…
Штольц стал для Ольги тем, чем она не смогла, да и не захотела стать для Обломова – руководителем, «ее разумом и совестью» (Писарев). Ольга же, приняв с самого начала роман со Штольцом его «нравственную опеку над своим умом и сердцем», сразу потускнела.
Гончаров подчеркивает жизнеспособность Штольца. Но он видит, что Штольц заплатил за свою жизнеспособность ценой потери человечности, т.е. всего того, что в избытке было у нежизнеспособного Обломова. Если в первой части романа как отрицание обломовской лени утверждается рациональная энергетика Штольца, то в последней – все настойчивее звучит тема «золотого сердца» Обломова как человеческого богатства.
Та жизнь, которую организовал Штольц для жены, скоро обнаружила свою уязвимость. Ольга почувствовала неудовлетворенность и своей несамостоятельной ролью, и тем содержанием, которым Штольц наполнил ее жизнь, и личными качествами мужа. Ольгу безусловно тяготит человеческая бесталанность ее мужа, хотя она и не позволяет себе даже подумать об этом.
А в итоге? Покой обретает в конце романа Штольц, в сон погружен на Выборгской стороне Обломов. Вся деятельность Штольца находит окончательное успокоение в семейном благополучии, в Крымском имении, которое не что иное, как та же Обломовка, только устроенная в новейшем вкусе. Штольц пришел к тому, с чего начал и на чем остановился Обломов.
Эпилог говорит о том, что Штольц не герой. Дается очень сложная оценка Обломова. Ясно,
- что образ жизни бесплоден и губителен,
- что Обломовка и обломовщина – это русское прошлое,
- что Обломова автор любит,
- что Обломов вызывает не только осуждение, но и любовь.
Да, Обломов погубил себя, но ведь тот же Обломов сумел внушить людям редкую любовь к себе. Он был добр, чуток к человеку, уважал «сердце» в каждом.
Эти сложные отношения к Обломову порождают и сложные отношения к роману. Тип Обломова: в него входят индивидуальность и социальное; Обломовка показана как национальный русский край. В тип Обломова входят национальные черты и хорошие, и плохие, это русская история, где патриархальность, многовековой уклад жизни становится чертой характера.
Обрыв. 1869 г.
Об истории создания Гончаров сам рассказал в 2-х статьях: «Лучше поздно, чем никогда», «Необыкновенная история».
Роман был задуман за 20 лет до его появления, в конце 40-х г., одновременно с «Обломовым». Создание задержала не только медлительность Гончарова, но и столкновение замысла Гончарова и Тургенева, столкновение «Обрыва» и «Дворянского гнезда».
С января по май 1869 г. роман по частям стал печататься в журнале «Вестник Европы». Восторженно встречен читателем, что объяснялось и занимательностью романа.
«Обрыв», по признанию автора, опоздал – он пришел к читателю, когда поднятые в нем проблемы, обрисованные характеры и конфликты отошли на дальний план, а выдвинулись иные, рожденные рубежом 60-70 –х гг. Новая жизнь мало интересовала его. Гончаров действительно недостаточно знал интересы и идеалы нового поколения и пришел к осмыслению нигилизма в тот момент, когда само явление существенно изменилось.
В романе явно заметен анахронизм. Формально – 40-е годы, еще есть крепостное право. Главный герой – Райский, человек 40-х г. Гончаров осмысливает и рисует жизнь, как она сложилась в 40-50-х гг. – в столице и в провинции, в маленьком волжском уголке. Но царствует взгляд, который сложился в конце 60-х г. Анахронизм связан со вторым героем – Марком Волоховым. Это нигилист позднейшей формации, а вставлен в 40-ые г.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.