Она не хочет старую правду, но и не принимает новую. Ее поведение не результат, а минута слабости, которая убеждает ее, что дорога Марка не ее. Русская женщина в силу своей серьезности, побывав в обрыве, уходит от этого.
Возник вопрос – где же новое? И возникает типичная ситуация: женщина выбирает не просто человека, которого любит, а того, кто должен быть героем русской жизни. То, что Вера отворачивается от Марка доказывает, что он не герой русской жизни, обрыв. А герой – Тушин, русский Штольц, который любит Веру. Он соединяет разумное новое и то разумное, что есть в старом.
Старое олицетворено в бабушке. Это человек большого жизненного опыта, она несколько неразумна, излишне держится за старое. Бабушка чувствует грех Веры как свой. Так как она излишне навязывала свои убеждения, свою правду.
В «Обрыве» два разных романа. Один роман сочиняется Райским и временами разыгрывается им – то в воображении, то прямо в отношениях с другими лицами. Другой же, главный роман рождается помимо Райского, прямо из совершающейся вокруг него повседневной русской жизни. Райский оказывается свидетелем тех бурь и страстей, которые бурлят в Малиновке, и он учится понимать жизнь такой, какая она есть. Он уезжает за границу, его привлекает новое увлечение – скульптура. Оттуда он учится любить Россию, отождествляя с ней бабушку. Гончаров убежден, что страсти, боль – это свойство человеческой жизни; что провинция не представляет обломовского застоя; что в русской патриархальности есть живые силы, хотя и сковывают внешняя кора; что новые формы жизни должны учитывать как-то те новые силы, которые накопились в старой. Решительно отказывается от того, что связано с понятием нигилизма и элементы нового – это просвещение, буржуазность русского типа.
Герой, лишний человек, вызывает насмешку, рисуется как существо поверхностное, но он симпатичен, потому что его одушевляют новые светлые идеи. Симпатия особенно заметна, когда рядом оказывается Марк Волохов. Волохов никогда не был главным героем романа. Его место и значение многократно уточнялось. Первоначально роман носил название «Художник», и, следовательно, фигура Бориса Райского обозначалась как главная. Художник-дилетант, музыкант-дилетант, человек сороковых годов, потомственный дворянин, один из представителей прогрессивно настроенной дворянской интеллигенции, он должен был найти подлинное дело своей жизни в идеале служения искусства.
Поэтому и варьировалось название романа, не отдаляясь от фигуры героя – сначала «Художник», затем «Художник Райский», затем просто «Райский». Но в 1868 г. появляется название «Вера», а вскоре и окончательное – «Обрыв».
Роман понравился широкой публике, но не понравился писательской элите (Достоевский), враждебно встречен демократической молодежью. Гончарову он был дорог. И Гончаров, и Тургенев дают как бы летопись жизни. Они либералы, все революционное было решительно враждебно, но не считаться с ним было нельзя.
Литература:
1. Альми. Лекции
2. Краснощекова.
3. Котельников В.В. Иван Александрович Гончаров. М., 1993.
4. Старосельская Н.Д. Роман И.А. Гончарова «Обрыв». М., 1990.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.