В жизни всегда были и останутся отношения, которые обеспечивают наивысшую эффективность в выполнении профессиональных функций. Участники какого-либо взаимодействия всегда стараются сохранить наиболее оптимальные формы этого взаимодействия и правила поведения. На фирме с устоявшимся имиджем от новичка обязательно будут требовать неукоснительного соблюдения отработанных и проверенных правил делового общения, так как они облегчают выполнение профессиональных функций, способствуют достижению поставленных целей, вне зависимости, — нравится ли это новичку. В том или ином коллективе деловых людей складываются определенные традиции, которые с течением времени приобретают силу моральных принципов и составляют этикет данной группы, общности.
В практике деловых отношений всегда есть какие-то стандартные ситуации, которых невозможно избежать. Для этих ситуаций и вырабатывают формы и правила поведения. Этот набор правил и составляет этикет делового общения. Этикет деловых отношений определяется, в частности, как свод правил поведения в бизнесе, который представляет внешнюю сторону делового общения. Соблюдение норм речевого этикета — необходимое условие ведения любого делового разговора. Речевой служебный этикет требует, чтобы ко всем участникам коммуникации применялись одинаковые мерки.
При соблюдении всех условий общение станет интересным, собеседники не потеряют хорошего расположения духа, не утомятся и, как бы забавляясь общением извлекут из него пользу, — так как даже самый умный человек в таком общении всегда найдет сюжет для размышления.
Данная лекция является составной частью курса "Этика делового общения" и предназначена для студентов всех специальностей и всех форм обучения.
При внимательном и вдумчивом изучении текста вы сумеете построить формулы речевого этикета.
Речевой этикет — это совокупность правил, принципов и конкретных форм общения. Слово "этикет" — французского происхождения и в переводе означает ярлык, этикетку, церемониал, т.е. порядок проведения какой-либо церемонии. В русский язык оно вошло в XVIII столетии как свод правил, принятых при дворах монархов. В настоящее время понятие речевого этикета толкуется как принятые в обществе культурные нормы общения и поведения. Речевой этикет— синоним культуры общения. Применительно к сфере социальной работы это совокупность норм культурного делового общения.
Деловое общение должно отвечать целому ряду требований. Среди них ориентация на конструктивный результат, стремление к разрешению конфликта, спорного положения и как результат — достижение договоренности, соглашения. Альтернативой конструктивного стиля является деструктивный стиль, сводящий общение к конфронтации, конфликту, межличностному противостоянию. В деловом общении отношение к обсуждаемой проблеме не зависит от отношения к партнеру по обсуждению. Это предполагает выявление проблемы в "чистом виде"; оценку спорного вопроса, исходящую из объективных критериев; независимую экспертизу ситуации, формулирование заключения, исходя из принципиального равенства, толерантности, допустимости права иной стороны на свое собственное мнение. Речевой этикет в деловом общении предполагает лояльное, уважительное отношение к собеседнику, использование
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.