Абстрактные иконические знаки передают информацию о денотате, не претендуя на точность представления. Например, карта, схема, чертеж, план.
10. Структура книги как знакового сообщения. Структура информационного средства. Значащие элементы в книге
Книга представляется как структура. Всё в книге как устройстве может быть значащим. Обложка, переплет, титульный лист.
Семиозис – знаковый процесс. Предполагает адресата (получателя) сообщения, автора сообщения, само сообщение, информационное средство, коммуникативный код.
Книга – информационное средство (участвует в процессе коммуникации).
Книга имеет сложную структуру. Состоит из множества элементов, взаимосвязи которых позволяют книге функционировать как системе.
Значащим в книге является всё.
Значащей является обложка (переплёт). Всё, что на ней расположено. Во взаимодействие могут вступать словесные сообщения и иконические, в зависимости от цели автора обложки.
Титульный лист. Можно рассматривать как взаимосвязь сообщений. Все сообщения знаковые. Содержит имя автора, заглавие произведения, место выхода в свет книги, издательство. Можно рассматривать как одно сложное сообщение.
В средние века на титульном листе текст начинался со стандартной фразы «начинается книга о…».
Заглавие должно быть таким, чтобы верно интерпретировать содержание.
Важно, есть ли в заглавии уточняющий заголовок, насколько доходчиво на титульном листе представлена тема, отражён смысл.
Красная строка – начала раздела, рубрики.
Семантическое поле – пространственная, временная или другая структура, в которой знак может получать какое-либо значение в зависимости от того, какое место занимает он или его элементы.
Семантическое поле титульного листа
Что-то в верхней, что-то в нижней части, что-то по центру. Информация на титульном листе скоординирована.
Выделение части сообщения – увеличение размера шрифта.
В самом верху – выпускающая организация.
Автор, ниже – заглавие.
Авантитул, фронтиспис, семантически определённым следует считать весь набор.
Заголовки, спуски, подвалы, отступы, отбывки, использование различных начертаний, разрядки, буквицы, колонтитулы – обладают семантикой.
Выбор шрифта также может сообщать дополнительное, коннотативное значение полосе или книге в целом.
Шрифт нужно выбирать с учётом его коннотативного значения, происхождения шрифта, стиля.
Нарушение правил ведёт к энтропии.
Разворот. Пространственная структура.
Белое поле на полосе тоже является значащим. Абзацный отступ, неполная строка, полоса между колонками (разделяет две части полосы), пробельная строка (между двумя абзацами; это низший уровень рубрикации), белое пространство в конце полосы (подвал; это конец большого раздела), спуск (начинается новый раздел).
Существует сложная система значений различных выделений. Некоторые общепринятые. Но могут быть присвоены специфические смыслы. В этом случае желательно оговорить. Например, в издательском предисловии (обычно).
Курсивом, например, выделение цитат.
Выбирая приём выделительного начертания, предполагая для него смысл надо продумать вперёд, какие могут быть подвохи.
Цитаты выделяют также с помощью отбивки или втяжки (размер шрифта меньше основного).
Но если цитаты в страницу и более, смысл выделения пропадает.
Возможно, будет лучше привести текст полностью в конце в виде приложения, а не дробить текст на цитаты.
В западной типографике курсивом принято набирать некоторые имена собственные, например, заголовки газет, заглавия книг. При этом в английском тексте кавычки как правило будут отсутствовать, так как уже выделен, а кавычки – ещё один пример выделения текста из общего потока информации.
Для нас будет непривычно набрать Аврора – без кавычек, курсивом.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.