Наука, изучающие знакомые системы, называется семиотикой или семасиологией.
Примером знаковой системы может служить алфавит.
У знака есть своя структура. Структура – внутренне скоординированное множество компонентов, взаимосвязи которых позволяют системе функционировать как некой цельности. Не в любом множестве элементов можно увидеть структуру.
Структура знака представляет собой два плана: план выражения и план содержания. План выражения принято называть обозначающим, то, что обозначает. План содержания можно назвать обозначаемым, то, что обозначается.
План выражения также называется экспонентом. Можно говорить о нулевом экспоненте, когда отсутствие чего-либо что-то означает. У экспонента есть признаки, как существенные, так и несущественные.
Правила функционирования систем, интерпретация знаков складывается долго, но потом существует тоже длительное время.
Поэтому книга сохраняет свои существенные признаки тысячелетиями.
Существуют условные и мотивированные знаки. Условных знаков большинство, например буквы алфавита. Мотивированные знаки – издательская марка, логотип, знак серии.
Денотат – обозначаемое.
Знак может иметь коннотации, т.е. дополнительные значения. Отдел семиотики, занимающийся изучением денотата знака, называется семантикой. Семантическое поле – совокупность единиц, объединенных общим семантическим признаком.
Свойства семантического поля:
- интуитивно понятно носителю языка
- единицы подсистемы связаны между собой семантическими отношениями (например отношениями синонимии, антиномии, несовместимости, части к целому и т.д.)
Парадигма – класс элементов, имеющих схожие свойства и взаимопротивопоставлены друг другу. В противопоставлении заключена цель парадигмы – выбор различных условий (гарнитура шрифта).
4. Книга как коммуникативный факт. Понятие о семиозисе (знаковом процессе). Схема знакового процесса между автором и читателем
Семиозис – знаковый процесс. Книгу рассматриваем как целостное знаковое сообщение, коммуникативный факт, или обмен коммуникации между автором и читателем. Предполагает наличие отправителя сообщения, т.е. автора и получается или адресата сообщения, т.е. читателя, коммуникативную среду, т.е. канал связи или информационное средства и коммуникативный код.
Всякая книга пишется, планируется в расчете на определенного читателя. Т.е. имеет значение функциональное назначение и читательский адрес издания.
Содержанием авторского сообщения является некий объект информации, фрагмент реальности, о котором автор сообщения хочет передать адресату.
Автор передает информацию адресату не прямо, а посредством авторского сообщения, которое на практике может отличаться от реальной информации. Получение авторского сообщения также зависит и субъективного восприятия адресата.
Задача автора наиболее истинно передать в авторском сообщении фрагмент реальности.
Двойной процесс кодирования информации. Двойной процесс декодирования предстоит читателю. Прочитать текст, то, что набрано и декодировать систему графики в систему речи, знаки письменности в слова. В этом процессе также возможны ошибки. Представления о денотатах слов у разных читателей отличается. Поэтому могут происходить существенные потери и нарушения в процессе коммуникации.
Помехи и шум на пути коммуникации – плохо выстроенная композиция книги, языковые, стилистические ошибки, опечатки, неточно использование слов и т.д. (работа редактора над произведением). Задача технического и художественного оформления состоит в исполнении произведения с тем, чтобы улучшить процесс коммуникации.
Помехи искажают непосредственно смысл сообщения. Шум – более незначительные, внешние искажения сообщения, например слишком желтая дешевая бумага, на которой напечатана книга, или серый, неотчетливый шрифт.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.