Биография и творчество Петра Яковлевича Чаадаева, русского философа и публициста

Страницы работы

4 страницы (Word-файл)

Фрагмент текста работы

Ч А А Д А Е В

Особое место  в истории русской общественной мысли Х1Х в.  занимает П.Я.Чаадаев,  который становится своеобразным рубежом между эпохой дворянского либерализма и разночинного революицонаризма,  рубиконом,  положившим  начало  делению   российских мыслителей на западников и славянофилов.

Петр Яковлевич ЧААДАЕВ (1794-1856) происходил из  древнего аристократического рода.  Его отцом со стороны матери был известный историк князь М.М.Щербатов,  в московском доме  сына которого и своего дяди Д.М.Щербатова он воспитывался и получил первоначальное образование.  В 1808 г.  Чааадаев  поступил  на словесное  отделение  Московского  университета,  где учился с Грибоедовым, Якушкиным, Н.Тургеневым и другими будущими декабристами. После окончания университета в 1812 г. он поступил на военную службу в Семеновский полк и прошел с ним всю  Отечественную войну и зарубежную компанию 1814 г.  По возвращении на родину Чаадаев переводится в конную гвардию. В это время он, как многие будущие декабристы, вступает в масонскую ложу «Соединенных братьев»,  членами которых состояли Пестель  и Грибоедов.  В  1820  г.  Якушкин  принял  его  в  «Союз благоденствия», позднее Чаадаев становится членом Северного общества. После подавления беспорядков в Семеновском полку в 1820 г.  его посылают с докладом к царю,  который в это время находился на конгрессе Священного союза в Троппау.  После такого получения обычно получали повышение по званию,  а  Чаадаева  ожидало производство  во флигель-адъютанты,  но он неожиданно подает в отставку.  Вызывающий характер отставки привел к тому,  что он получил увольнение из армии без обычного пожалования следующего чина.  В 1823 г.  Чаадаев выезжает за границу. Долгое время живет в Англии,  затем во Франции,  затем в Италии,  Германии, Швейцарии,  где  занимается  изучением   философии,   истории, искусства и религии, знакомится со многими видными философами, в частности Кювье,  Гумбольтом и Шеллингом,  который,  по  его признанию, оказал сильное на него влияние. Через полгода после восстания на Сенатской площади он не выдержал  и  вернулся  на родину.  Его допросили, поскольку он был знаком со многими декабристами, назначили негласный надзор и оставили в покое.

Чаадаев не осуждал декабристов,  но считал, что неудавшиеся революции кладут начало длинной полосе жестокой реакции.  Так  же  как  декабристы он предпринял поиски путей возражения России,  но пошел не по пути  экономико-политических  решений, характерных  для декабристов,  в частности Пестеля,  а по пути идеологического  решения,  т.н.  «революционного  католицизма» ,как обозвал его Герцен. Этот путь нашел свое отражение в знаменитых «Философических письмах», адресованных Е..Пановой и написанных  в 1829-1831 гг.  Первое из писем было опубликовано в журнале «Телескоп» в 1836 г.  Правительство ответило закрытием журнала.  Сам  же автор был объявлен сумасшедшим и посажен под домашний арест.  Но «Философические  письма»  Чаадаева  широко расходились в рукописных списках, так как многие увидели в них яркий протест против николаевской действительности.

В «Философических  письмах» Чаадаев пытался ответить на вопрос о судьбах России и  найти  корни  современной  жизни  в прошлом нашей истории. Говоря словами Герцена, Чаадаев заявил, что «прошедшее России пусто,  настоящее невыносимо,  а будущего для нее вовсе нет».

Многое в России зависит от ее  географического  положения,  но  не  это  является  основной причиной изолированности русской цивилизации от общечеловеческого развития. Россия, находясь между Востоком и Западом,  могла бы синтезировать положительные стороны двух миров,  но этого не  произошло,  и  она осталась не принадлежащей ни Западу,  ни Востоку. Она, по Чаадаеву, пребывает не только вне пространства, но и вне времени

Похожие материалы

Информация о работе