Религиозные искания Николая Васильевича Гоголя

Страницы работы

Содержание работы

ГОГОЛЬ.

Николай Васильевич  ГОГОЛЬ (1809-1852) всем известный гениальный писатель, но мало кто знаком с его религиозными исканиями.

Родился Гоголь в семье украинского писателя, рано потерял отца. Получил домашнее образование, учился в Нежинском лицее,  после окончания которого переехал в Петербург,  где  занялся  литературным творчеством.  Выпустил сборник рассказов - «Вечера на хуторе близ Диканьки»,  который принес ему  известность.  Гоголь был признан первоклассным писателем, подружился с Пушкиным,  Жуковским и другими светочами русской литературы.  Одно  время Гоголь интересовался историей и даже был профессором истории в Петербургском  университете,  но  это  увлечение продолжалось  недолго  и  вскоре  он  покинул  университет.  В 1831-1835 гг. Гоголь печатает несколько повестей, а также теоретических набросков,  в которых он впервые обращается к проблеме эстетического аморализма,  как охарактеризовал  ее  Зень-ковский.  Он  поднимает  тему о расхождении эстетической и моральной жизни в человеке.

Он писал:  «Как полюбить людей?  Душа хочет любить одно прекрасное,  а бедные люди так несовершенны,  и так в них мало прекрасного». И далее: «Человек девятнадцатого века отталкивает от себя брата...  Он готов обнять все человечество, а брата не обнимет».  Гоголь как бы говорит,  что душа человеческая не способна к моральному действию,  к любви,  что моральный идеал есть  просто  риторика,  хотя все мы «косвенно» связаны друг с другом,  со всеми людьми, и все наши действия, даже мысли влияют  на других людей.  Страшно то,  говорит Гоголь,  что мы «в добре не видим добра»,  т.е. даже там, где есть подлинное добро, мы не в состоянии воспринять его именно как добро.

Душа человеческая движется не моральным, а эстетическим вдохновением. Доминирование эстетического начала в современном человеке приводит к его «естественному» аморализму.

Эту проблему   Гоголь   поднимает  в  повести  «Невский проспект», где рассказывает о художнике, в душе которого царила глубокая вера в единство эстетического и морального начала, но эта вера разбивается при встрече с жизнью.  Художник знакомится  с  женщиной поразительной красоты,  которая оказывается связанной с притоном разврата. Он пытается уговорить красавицу бросить ее жизнь,  но та с презрением слушает его речи. Противоречие между внешней красотой и внутренней порочностью приводит  художника  к  сумасшествию,  и  он  кончает  жизнь самоубийством.

С подобной  же  коллизией - расхождением эстетической и моральной сферами жизни - встречаемся мы и  в  повести  «Тарас Буль ба», где молодой казак Андрий, охваченный любовью к красавице,  бросает семью,  родину, веру и переходит в стан врагов, совершенно  не  испытывая никакого смущения и тревоги.  Андрий четко формулирует основной принцип  эстетического  мироотношения:  «родина моя там,  где мое сердце».  Это полное отрицание самого принципа морали  и  утверждение  стихийного  эстетизма, сбрасывающего все преграды морального характера.

Противоречие между моральным  и  эстетическим  началами приводит  Гоголя  к созданию своеобразной эстетической утопии, нашедшей свое выражение в комедии «Ревизор».  Гоголь  полагал, что  искусство может вызвать в людях подлинное движение к добру, однако комедия «Ревизор», имевшая огромный успех на сцене, не  привела  ни к какому моральному сдвигу в русском обществе, что привело к духовному кризису Гоголя и к обращению его к религии.  Он все больше приходит к выводу, что соединить красоту и добро может только то, что глубже обоих начал, т.е. религия.  Гоголь приходит к идее «православной культуры»,  считая, что в Православной Церкви  «заключена  возможность  разрешения  всех вопросов, которые ныне в такой остроте встали перед всем человечеством». У него проскальзывает мысль о том, что путь России по  существу  иной,  чем путь Запада,  так как дух Православия иной,  чем дух западного христианства.  Он зовет к  перестройке всей  культуры  в духе Православие,  подчеркивает,  что нельзя творить «искусство ради искусства»,  что искусству  необходимо воодушевлять человечество в борьбе за царствие Божие.  Верховной инстанцией всего для Гоголя является Церковь, которая «одна  в  силах  разрешить все узлы,  недоумения и вопросы наши».  Причем он подчеркивает,  что только в Восточной Церкви  сохранился  «полный и всесторонний взгляд на жизнь»,  что только «в ней простор не только душе и сердцу человека,  но и разуму  во всех его верховных силах».

Основные эти идеи были изложены Гоголем в 1847-м году в книге «Выбранные места из переписки с друзьями»,  которая подверглась резкой критике, особенно со стороны Белинского, который  написал  знаменитое «Письмо к Гоголю».  Это вызвало новый душевный кризис писателя,  который  сжигает  П-й  том  «Мертвых душ»,  впадает  в состояние нравственного разлада и в возрасте 43-х лет умирает.

Незадолго до  смерти  он окончательно переписал сочинение,  над которым, по словам знавшего его доктора А.Тарасенко-ва, он работал на протяжении последних двадцати лет своей жизни. Это сочинение было издано в 1857 г. под названием «Размышления о божественной литургии». Это своеобразное исследование, посвященное главнейшему из христианских богослужений -  литургии или «общему делу» в переводе с греческого, связанной с таинством  Евхаристии  (причащения),  установленной  еще  самим Иисусом  во время Тайной вечери и прощальной беседе его с учениками.

Сочинение состоит из трех частей:  «Проскомидии»,  т.е.

«приношения»,  в которой рассказывается о вступительной  части литургии,  во время которой идет приготовление всего необходимого для причащения, прежде всего хлеба (просфоры), вина и воды;  «Литургии оглашенных», к которой допускались люди, еще не принявшие крещения, но уже готовившие себя к нему и потому называвшими  оглашенными,  поскольку  Христос  огласил их словом истины;  и «Литургии верных»,  посвященной непосредственно таинству  Евхаристии,  когда совершается пресуществление хлеба и вина в Христовы тело и кровь,  чтобы затем верующие могли причаститься этих святых Даров.

Это разделение можно рассматривать иначе: "Проскомидии"- рождение Иисуса Христа и начальный период его жизни; «Литургия оглашенных» - его жизнь в мире посреди людей,  которых  Он огласил  словом истины;  «Литургия верных» - таинство великого жертвоприношения, деяний и страданий Христа.

Особенно значимы  обрамляющие  основной текст сочинения «Вступление» и «заключение», лейтмотив которых -  непреходящая мудрость провозглашенной Христом и утверждаемой литургией идеи любви к ближнему. «И если общество еще не совершенно распалось, - пишет Гоголь,  - если люди не дышу полною, непримиримой ненавистью между собою, то сокровенная причина тому есть божественная литургия, напоминающая человеку о святой небесной любви к брату».

Духовное воскресение человека, его моральное самосовершенствование, обретение им способности взглянуть на самого себя и в себе разглядеть то, что пугает и отталкивает его в других - вот главные проблемы, которые ставит Гоголь в своей «Литургии»,  постоянно  подчеркивая «всемирность человеколюбивого закона Христова», его приложимость ко всем явлениям жизни.

Идея православной  культуры,  выдвинутая Гоголем,  была подхвачена славянофилами,  такими как  А.С.Хомяков,  И.В.Киреевский, К.С.Аксаков и Ю.Ф.Самарин.

Похожие материалы

Информация о работе