ГОГОЛЬ.
Николай Васильевич ГОГОЛЬ (1809-1852) всем известный гениальный писатель, но мало кто знаком с его религиозными исканиями.
Родился Гоголь в семье украинского писателя, рано потерял отца. Получил домашнее образование, учился в Нежинском лицее, после окончания которого переехал в Петербург, где занялся литературным творчеством. Выпустил сборник рассказов - «Вечера на хуторе близ Диканьки», который принес ему известность. Гоголь был признан первоклассным писателем, подружился с Пушкиным, Жуковским и другими светочами русской литературы. Одно время Гоголь интересовался историей и даже был профессором истории в Петербургском университете, но это увлечение продолжалось недолго и вскоре он покинул университет. В 1831-1835 гг. Гоголь печатает несколько повестей, а также теоретических набросков, в которых он впервые обращается к проблеме эстетического аморализма, как охарактеризовал ее Зень-ковский. Он поднимает тему о расхождении эстетической и моральной жизни в человеке.
Он писал: «Как полюбить людей? Душа хочет любить одно прекрасное, а бедные люди так несовершенны, и так в них мало прекрасного». И далее: «Человек девятнадцатого века отталкивает от себя брата... Он готов обнять все человечество, а брата не обнимет». Гоголь как бы говорит, что душа человеческая не способна к моральному действию, к любви, что моральный идеал есть просто риторика, хотя все мы «косвенно» связаны друг с другом, со всеми людьми, и все наши действия, даже мысли влияют на других людей. Страшно то, говорит Гоголь, что мы «в добре не видим добра», т.е. даже там, где есть подлинное добро, мы не в состоянии воспринять его именно как добро.
Душа человеческая движется не моральным, а эстетическим вдохновением. Доминирование эстетического начала в современном человеке приводит к его «естественному» аморализму.
Эту проблему Гоголь поднимает в повести «Невский проспект», где рассказывает о художнике, в душе которого царила глубокая вера в единство эстетического и морального начала, но эта вера разбивается при встрече с жизнью. Художник знакомится с женщиной поразительной красоты, которая оказывается связанной с притоном разврата. Он пытается уговорить красавицу бросить ее жизнь, но та с презрением слушает его речи. Противоречие между внешней красотой и внутренней порочностью приводит художника к сумасшествию, и он кончает жизнь самоубийством.
С подобной же коллизией - расхождением эстетической и моральной сферами жизни - встречаемся мы и в повести «Тарас Буль ба», где молодой казак Андрий, охваченный любовью к красавице, бросает семью, родину, веру и переходит в стан врагов, совершенно не испытывая никакого смущения и тревоги. Андрий четко формулирует основной принцип эстетического мироотношения: «родина моя там, где мое сердце». Это полное отрицание самого принципа морали и утверждение стихийного эстетизма, сбрасывающего все преграды морального характера.
Противоречие между моральным и эстетическим началами приводит Гоголя к созданию своеобразной эстетической утопии, нашедшей свое выражение в комедии «Ревизор». Гоголь полагал, что искусство может вызвать в людях подлинное движение к добру, однако комедия «Ревизор», имевшая огромный успех на сцене, не привела ни к какому моральному сдвигу в русском обществе, что привело к духовному кризису Гоголя и к обращению его к религии. Он все больше приходит к выводу, что соединить красоту и добро может только то, что глубже обоих начал, т.е. религия. Гоголь приходит к идее «православной культуры», считая, что в Православной Церкви «заключена возможность разрешения всех вопросов, которые ныне в такой остроте встали перед всем человечеством». У него проскальзывает мысль о том, что путь России по существу иной, чем путь Запада, так как дух Православия иной, чем дух западного христианства. Он зовет к перестройке всей культуры в духе Православие, подчеркивает, что нельзя творить «искусство ради искусства», что искусству необходимо воодушевлять человечество в борьбе за царствие Божие. Верховной инстанцией всего для Гоголя является Церковь, которая «одна в силах разрешить все узлы, недоумения и вопросы наши». Причем он подчеркивает, что только в Восточной Церкви сохранился «полный и всесторонний взгляд на жизнь», что только «в ней простор не только душе и сердцу человека, но и разуму во всех его верховных силах».
Основные эти идеи были изложены Гоголем в 1847-м году в книге «Выбранные места из переписки с друзьями», которая подверглась резкой критике, особенно со стороны Белинского, который написал знаменитое «Письмо к Гоголю». Это вызвало новый душевный кризис писателя, который сжигает П-й том «Мертвых душ», впадает в состояние нравственного разлада и в возрасте 43-х лет умирает.
Незадолго до смерти он окончательно переписал сочинение, над которым, по словам знавшего его доктора А.Тарасенко-ва, он работал на протяжении последних двадцати лет своей жизни. Это сочинение было издано в 1857 г. под названием «Размышления о божественной литургии». Это своеобразное исследование, посвященное главнейшему из христианских богослужений - литургии или «общему делу» в переводе с греческого, связанной с таинством Евхаристии (причащения), установленной еще самим Иисусом во время Тайной вечери и прощальной беседе его с учениками.
Сочинение состоит из трех частей: «Проскомидии», т.е.
«приношения», в которой рассказывается о вступительной части литургии, во время которой идет приготовление всего необходимого для причащения, прежде всего хлеба (просфоры), вина и воды; «Литургии оглашенных», к которой допускались люди, еще не принявшие крещения, но уже готовившие себя к нему и потому называвшими оглашенными, поскольку Христос огласил их словом истины; и «Литургии верных», посвященной непосредственно таинству Евхаристии, когда совершается пресуществление хлеба и вина в Христовы тело и кровь, чтобы затем верующие могли причаститься этих святых Даров.
Это разделение можно рассматривать иначе: "Проскомидии"- рождение Иисуса Христа и начальный период его жизни; «Литургия оглашенных» - его жизнь в мире посреди людей, которых Он огласил словом истины; «Литургия верных» - таинство великого жертвоприношения, деяний и страданий Христа.
Особенно значимы обрамляющие основной текст сочинения «Вступление» и «заключение», лейтмотив которых - непреходящая мудрость провозглашенной Христом и утверждаемой литургией идеи любви к ближнему. «И если общество еще не совершенно распалось, - пишет Гоголь, - если люди не дышу полною, непримиримой ненавистью между собою, то сокровенная причина тому есть божественная литургия, напоминающая человеку о святой небесной любви к брату».
Духовное воскресение человека, его моральное самосовершенствование, обретение им способности взглянуть на самого себя и в себе разглядеть то, что пугает и отталкивает его в других - вот главные проблемы, которые ставит Гоголь в своей «Литургии», постоянно подчеркивая «всемирность человеколюбивого закона Христова», его приложимость ко всем явлениям жизни.
Идея православной культуры, выдвинутая Гоголем, была подхвачена славянофилами, такими как А.С.Хомяков, И.В.Киреевский, К.С.Аксаков и Ю.Ф.Самарин.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.