ВВЕДЕНИЕ. Этапы развития управления
Практика управления так же стара, как человеческие коллективы. Примитивные формы управления появились уже в первобытно-общинном обществе. Значительно продвинулась управлеческая практика уже во времена Древнего Мира, когда создавались египетские царства, возник Вавилок, появились древние ассирийские и персидские империи. Уже во времена древних империй можно было достаточно хорошо выделить уровни управления, которые сначала четко проявились в армии, а затем при создании громадных империй - ассирийской, персидской, Александра Македонского, римской - и в гражданской жизни. Накапливался опыт управления, организационные формы управления становились значительно более четкими.
Процесс развития организации управления продолжался и в Средние века и в Новое время. Организации становились более сложными, но в целом они носили сравнительно простой характер. Отличительной особенностью этих организаций была их линейность. Практически все решения принимал первый руководитель, роль штабных структур, подготавливавших управленческие решения была незначительна. Многие решения принимались на основе интуиции первого руководителя. Типичным для организаций был способ передачи управленческих функций по наследству (наследственным директором - становился сын владельца предприятия, наследственными были и определенные функциональные обязанности среди, так называемых интеллектуальных профессий - юристов, финансистов и т.д.)
I этап (школа “Научного управления”). К концу девятнадцатого века появились первые современные крупные предприятия, которыми уже невозможно было управлять только на интуицию и собственные знания. Требовалась понять как эффективно организовать управление крупным предприятием. Пионером создания науки управления стал Фредерик У. Тейлор, опубликовавший в 1911 году свою знаменитую книгу “Принципы научного управления”, в которой поднимались вопросы управления и организации деятельности крупного предприятия. Помимо Тейлора, в области создания теории научного управления известны имена Генри Гетти, Френка и Лилиан Гилберт. Основные принципы проповедовавшиеся Тейлором и его соратниками можно свести к следующему:
1) Расчленение трудового процесса на элементарные операции;
2) Скурпулезный анализ каждой операции, отказ от лишних операций, корректировка проведения других операций;
3) Создание нового технологического процесса, состоящего только из необходимых операций.
Тейлоризм конечно рассматривал и вопросы связанные с подбором кадров, планированием деятельности, а также со стимулированием труда, но приматом школы “Научного управления” оставалась эффективная технология. Можно сказать, что уже к началу 20-х годов ХХ века тейлоризм исчерпал возможности своего развития.
II этап (Административная школа управления). Основоположником этой школы считается Анри Файоль, опубликовавший свою книгу “Общие принципы управления” в 1920 году. Целью административной школы являлся анализ функций управления и нахождение универсальных принципов управления. В частности, в своей книге Анри Файоль сформулировал следующие 8 основных принципов управления:
1) Разделение труда
2) Распределение полномочий и ответственности менеджеров;
3) Единоначалие и централизация;
4) Дисциплина и единство совместных действий;
5) Подчигнггость личных отношений общим, корпоративный дух;
6) Порядок и справедливость
7) Инициатива
8) Стабильность рабочего места для персонала.
По мимо А. Файоля представителями данной школы были Линдалл Урвик, Джеймс Муни, А.К. Рейли. В качестве основных задач представители этой школы считали рациональное определение функций управления, рационально распределение их между
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.