Отметим также такую особенность В поэзии Тютчева показаны и переходные состояния между светом и тьмой, теплом и холодом – состояния, как бы совмещающее противоположности уходящего света и т.д. Рядом с изображением дня, ночи, лета и зимы, у Тютчева часты переходные времена суток и года: утро и вечер, весна и осень. Тут тоже наблюдения довольно общи и обычны, но существенно, что Тютчев дает эти наблюдения как примеры постепенного движения. Он рисует природу в процессе ее изменения. Это стремление уловить процесс изменения в природе – новое и важное в русской лирике.
Любовная лирика. Любовь в поэзии Тютчева – это роковая, губительная страсть. Тютчев близок Достоевскому в своем трагическом ощущении жизни, в своей психологической раздвоенности, двойственности. Так было в ранней лирике: «Сижу задумчив и один» (129), «Не верь, не верь, поэту, деву» (146), «С какою негою, с какой тоской влюбленною» (145), где любовь трагическая, трагическая для женщины и для мужчины, сознающего себя орудием судьбы. Эти мотивы сгущены и разработаны психологически тоньше в цикле стихотворений, посвященных Е.А. Денисьевой (1826-1864).
С 1850 г. начинаются отношения с Е.А. Денисьевой, племянницей инспектрисы Смольного института, где обучались две дочери Тютчева. Когда Тютчев познакомился с Е.А. Денисьевой, ей было 24 года. Их связь длилась 14 лет, вплоть до ее смерти от чахотки. У Денисьевой и Тютчева родились дочь и двое сыновей, при этом с официальной своей семьей Тютчев не порывал.
«Денисьевский цикл» - своего рода психологический роман, напоминающий романы Тургенева, Достоевского, Толстого. И непохож одновременно, потому что ясно обрисованы два человеческих характера и общество вокруг, но характеры обобщены. Он пишет постепенно, каждое следующее стихотворение – это как бы новый этап в развитии их отношений. А отношения оказываются странными, потому что автор – мужчина, а центр поэзии - женщина. Его героиня – высокая натура, герой как бы двоится: и участник трагедии, и ее виновник.
Героиня решилась на «беззаконную» любовь и тем самым добровольно поставила себя в самое худшее из положений, какое только для нее возможно. «Чему молилась ты с любовью» (176). Герой и героиня – оба гонимые, людская молва преследует обоих, но вся тяжесть падает на героиню, и в общей для них судьбе возможность свободы, привилегии свободы все же остаются на стороне героя. Героиня своим поступком отделила себя от общественного мнения, потеряла опору в обществе. Тем самым она отныне вся во власти любимого человека. У него сила и преимущество, при всех оговорках, он больше сохранил, чем потерял. Общество отвергло женщину, но принимает мужчину. Как ни высоко он ценит ее любовь, ее жертвы, он все-таки не умеет отказаться от своих преимуществ. Отсюда чувство вины. «Предопределение» (173),
«О, не тревожь меня укорой справедливой» (175),
«Не раз ты слышала признанье» (178),
«Весь день она лежала в забытьи» (213).
В денисьевском цикле любовь несчастна в самом ее счастье, герои любят и в самой любви остаются недругами. Тютчев хочет спасти любовь от внешнего мира, и что труднее всего, от мира внутреннего, который он сам же носит в себе. Тютчев понимает точку зрения любимой женщины и взирает на себя ее глазами, и тогда он судит самого себя строго и жестко. «Не говори: меня он, как прежде любит» (175), написано от лица героини.
Стихи пишутся и после смерти Денисьевой. Ощущение трагической жизни ее становится еще острее. Красота вызывает боль. «О, этот юг, о, эта Ницца» (214), «Есть и в моем страдальческом застое» (217).
При этом пишет стихи, посвященные жене. Последнее также написано жене. «Не знаю я, коснется ль благодать» (177), «Все отнял у меня казнящий бог» (264).
Первая жена – Элеонора (1799-1838), вторая – Эрнестина (1810-1894).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.