Ф.И. Тютчев (1803 – 1873)
Тютчев за свою жизнь написал очень немного стихотворений. И не писал так, как пишут профессионалы, он не считал себя профессиональным литератором, поэтом. У него нет черновиков, так листочки, нет дат, нет определенных часов для работы. Он пишет в моменты озарения. Так можно писать только лирику. Есть политические стихи, но они менее удачны. Хотя себя считал прежде всего политиком. Полжизни провел на дипломатической службе. С 1822 по 1844 г. живет за границей, в Германии, знаком с Шеллингом, Гейне.
Судьба Тютчева как поэта не совсем обычна. С 15-ти лет он уже поэт, который печатается, и все же долгие годы он остается почти без читателей. В 1836 г. печатается несколько стихотворений в пушкинском «Современнике» без подписи за инициалами Ф.Т. Дружественный прием со стороны поэтов пушкинского круга, но молчание критики. Лишь в 1850 г. восторженная статья Некрасова в «Современнике» об этих стихотворениях. В 1854 г. появляется первый сборник стихотворений Тютчева.
Особенность формирования Тютчева как поэта в том, что он половину жизни провел вне русского читателя. Это дало ему большую независимость от Пушкина, чем у других поэтов. Чувствуется зависимость скорее от поэтов, предшествовавших Пушкину: Державина, Жуковского. От Державина он берет грандиозность образов, от Жуковского одушевленность.
Тютчев – философский поэт. Грандиозность образов не только влияние поэзии 18 века, в ней и следствие той романтической философии, которой увлекался Тютчев. Поэт – философ – это особое содержание поэзии и это особое качество поэтической мысли. В поэзии не излагаются тезисы философского учения, но сама поэзия дышит тем, что привыкли называть мировыми, вечными вопросами.
Любимый философ – это Шеллинг. Тютчеву близко его представление о природе как о едином существе; существе, имеющем душу; идея живого единства и цельности всего мироздания. Вселенная как единый организм. Отсюда страстное стремление к слиянию с природой в поэзии Тютчева. «Не то, что мните вы, природа» (135). В центре «Мировая душа», которую можно понять не разумом, а душой, иррационально, интуитивно. Поэтому у Шеллинга художник выше ученого, он интуитивно познает суть мира.
У Тютчева душа мира таинственна. Эта тайна обнажается ночью. Два лика мира: день и ночь. День – рациональный, ясный. Многоликий: яркий, шумный, деятельный, иногда радует, а иногда раздражает – жара, зной. Но день – лишь покров над бездной, ночью покров сворачивается и открывается бездна. «Летний вечер»(78), «День и ночь» (145), «Святая ночь на небосклон взошла» (162).
Ночь – это тьма, таинственность, какая-то неисчерпаемая глубина, которую невозможно постичь разумом. И в этой непостижимости чувствуется хаос. Это не бесплодный хаос а тот хаос, который был при наличии мира. Это первоматерия. Это тоже страшно, но хаос притягивает к себе. В нем чувствуется родственная душа. И в человеческой душе просыпается хаотичное начало. Наблюдать хаос интересно, увлекательно и человек может прикоснуться к этому прежде всего в своих снах, в своем поэтическом вдохновении («Видение») (79).
Сны – это возможности, так и оставшиеся в недрах земной жизни, силы, не вошедшие в ясное сознание людей, но управляющее людьми. Ночью перед человеком предстают могущественные первостепенные начала жизни.
В ночные часы свои человек приобщается к движению миру, к его истории, которые пригашены для дневного сознания. В час «всемирного молчанья» обнажается эта немолчная работа всемирной жизни, человек лишается своих обычных опор – перед ним мир в своей непосильной для него истине. Последние два стиха прямо относятся к роли и призванию поэзии: мир в его устрашающей глубине, мир в его движении. Поэзия не боится мучительных зрелищ и потрясений, она вдохновляется истиной, какой бы она не была.
«Silentium» (105). Тютчев дает обобщенный образ духовным силам, срытым в отдельном человеке, осужденном на молчание.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.